ТОРЖЕСТВО ПРАВОСУДИЯ И НЕМНОГО НЕРВНО
Этот судебный процесс вряд ли войдет в историю двадцатого сто- летия, изобиловавшего куда более значительными событиями, но место среди номинантов текущего года ему обеспечено заочно. 1 февраля 1999 года Хабаровским краевым судом под председательством Л.В.Ма- тухно именем Российской Федерации было вынесено решение о признании недействительными с момента принятия отдельных положений Закона Ха- баровского края о едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности. Суд установил противоречие части 1 статьи 8 за- кона и его приложений 1, 2, 3 Налоговому кодексу, Федеральному за- кону о едином налоге на вмененный доход для определенных видов дея- тельности и, что особенно умиляет, "другому законодательству". Даже на первый взгляд складывается такое впечатление, что ре- шение принято судом не на основании норм права, а из собственных абстрактных суждений о праве и справедливости. Но, по правде гово- ря, нас здесь не интересует ответ на вопрос о том, отнеслась ли судья предвзято к рассмотрению дела. Мы хотим знать, до чего может быть извращено представление о смысле и содержании закона, чтобы он был, пускай частично, признан судом недействительным.
"Чудище обло, огромно, стозевно и лаяй" Поводом для рассмотрения дела N 3-15 послужили исковые заявле- ния Хабаровского краевого объединения предпринимателей, некоммер- ческого партнерства "Автомобилист" и предпринимателя В.А.Вергуляц- кого к Законодательной Думе Хабаровского края. Хабаровским краевым объединением предпринимателей оспаривались часть 1 статьи 8 закона, устанавливающая выдачу свидетельства об уплате единого налога по месту деятельности налогоплательщика; чис- ленные значения для отдельных видов деятельности, пункт 2 "Оказание бытовых услуг физическим лицам" и пункт 7 "Розничная торговля", а также показатели физических параметров, базовой доходности и кор- ректирующих коэффициентов в Приложении 1; корректирующие коэффици- енты зависимости базовой доходности от типа населенного пункта в Приложении 2; корректирующие коэффициенты зависимости базовой до- ходности от дислокации налогоплательщика в Приложении 3. Некоммер- ческое партнерство "Автомобилист" в лице исполнительного директора С.Ю.Зыряновой просило признать недействительными статьи 3, 4, 5 за- кона; пункт 9а "Оказание предпринимателями и субъектами малого предпринимательства с численностью работающих до 100 человек автот- ранспортных услуг по перевозке пассажиров автобусами" в Приложении 1; приложения 2, 3. А предпринимателю В.А.Вергуляцкому закон не понравился в целом. В ходе открытого судебного заседания представители истцов про- явили изрядную изобретательность. Действуя от имени Хабаровского краевого объединения предприни- мателей, Н.И.Воякин изощренно и, можно сказать, технично описал весь ужасающий драматизм положения несправедливо обиженных Думой налогоплательщиков. Что, изначально взяв за основу рекомендации правительства, законодатель, грешным делом, позже отказался от их применения, в то время как они являются для него обязательными, поскольку введение единого налога не было и не могло быть обоснова- но каким-либо другим образом. Что депутаты сами признавали, что за- кон, дескать, "сырой". Что несчастный предприниматель, осуществляя деятельность в нескольких торговых точках, на каждое из таких мест должен завести дополнительную штатную единицу бухгалтера. И что по Налоговому кодексу и Закону Российской Федерации об основах налого- вой системы место деятельности - это не все равно, что место нахож- дения налогоплательщика, поэтому установление выдачи свидетельства об уплате единого налога по месту деятельности является неправомер- ным. По мнению Н.И.Воякина, в Приложении 1 также совершенно непра- вомерно расшифрованы сферы деятельности, так как - цитируется дос- ловно - "вид деятельности - это осуществление деятельности в опре- деленной сфере". Выражаясь русским языком, правилам которого, как верно было замечено представителем истца, должны соответствовать даже законы, он имел в виду, что в Приложении 1 Думой могли быть указаны только "укрупненные" "виды-сферы" деятельности, базовая до- ходность на каждый из которых должна быть одна, то есть без учета места деятельности, ассортимента продукции и т.д. И что такая под- мена понятий привела к установлению разных размеров базовой доход- ности и сказалась на величине единого налога. Рассуждая о справедливости и защите права собственности, представитель некоммерческого партнерства "Автомобилист" Л.Ф.Шмако- ва упрекнула законодателя в необоснованном обвинении налогоплатель- щиков в утаивании доходов. И что только ненахождение компромисса с ним послужило мотивом обращения предпринимателей в суд. Из частного случая несовпадения суммы единого налога у предп- ринимателей, оказывающих транспортные услуги по перевозке пассажи- ров автобусами на одном маршруте, но зарегистрированных в разных районах, Л.Ф.Шмакова пришла к выводу о противоречии Конституции и Налоговому кодексу самого понятия "вмененный доход". Что у потенци- ального дохода нет основания; то есть доход или есть, или его нет и вменить его невозможно. Однако, судом было отклонено ее заявление о направлении дела в Конституционный Суд.
Разбор полетов Согласно Налогового кодекса нормативный правовой акт о налогах и сборах может быть признан не соответствующим ему при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в части 1 его статьи 6. Достаточно ли убедительны доводы истцов, поддержанные судом, усмат- ривавшие противоречие отдельных положений закона не с какой-нибудь, а именно с шестой статьей Налогового кодекса? Разумеется, что нет; и суд должен был обратить внимание на то, что статья 6 Налогового кодекса по большому счету носит декларативный характер, нормы ее неконкретны и суждение о них может быть только субъективным. Когда же мы обращаемся к частным оспариваемым положениям зако- на, то находим, что краевой закон противоречит действующему законо- дательству ровно настолько, насколько противоречит ему аналогичный федеральный закон. Федеральный законодатель, предоставляя субъектам Российской Федерации право вводить на своей территории единый налог на вменен- ный доход, посчитал экономически обоснованным его установление. Яв- ляясь по сути укрупненным налогом, единый налог был рассчитан таким образом, что учел сумму взимаемых ранее и отмененных с его введени- ем большинства налогов, перечисленных в статьях 19-21 Закона Рос- сийской Федерации об основах налоговой системы. В этой связи единый налог полностью отвечает принципу справедливости налогообложения. Стоит упомянуть, что из вошедшего в дурную привычку опасения перед властями предприниматели неохотно предоставляли сведения, на основании которых могли бы быть произведены расчеты доходности того или иного вида деятельности. Вменить доход, определить его разумные и объективные размеры было главной и сложнейшей задачей, стоявшей перед законодателем. И хотя ответчик не был обязан доказывать некую "экономическую обоснованность" введения единого налога, суду все-таки были представлены свидетельства наличия таковой, к сожале- нию не принятые им во внимание. Невозможно также утверждать о противоречии установления в час- ти 1 статьи 8 закона выдачи свидетельства об уплате единого налога по месту деятельности налогоплательщика ни части 2 статьи 54 Граж- данского кодекса, в силу ее диспозитивного характера, ни статье 83 Налогового кодекса. Федеральным законом о едином налоге на вменен- ный доход для определенных видов деятельности вопрос о порядке вы- дачи свидетельства прямо отнесен к компетенции законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Рос- сийской Федерации. В соответствии со статьей 83 Налогового кодекса учет налогоплательщиков осуществляется как по месту нахождения ор- ганизации, так и по месту нахождения ее филиалов и представитель- ств. Каждое обособленное подразделение юридического лица, располо- женное вне места его нахождения, будь то филиал или представитель- ство, согласно статьи 55 Гражданского кодекса должно быть указано в учредительных документах создавшего их юридического лица. Более то- го, та же статья 83 Налогового кодекса предписывает постановку на- логоплательщиков на учет только по месту нахождения организации (ее филиалов, представительств) и месту жительства физического лица, но и по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. Далее, в соответствии со статьей 23 Федерального конституцион- ного закона о правительстве, правительство издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в Российской Федерации. Постановления и распоряжения должны быть подписаны председателем правительства. Постановления правительства, в отличие от его распо- ряжений, носят нормативный характер. Правительство вправе также принимать акты, не имеющие правово- го характера. Нормативным правовым актом считается письменный офи- циальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правот- ворческим органом в пределах его компетенции и направленный на ус- тановление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать обязательное государственное пред- писание постоянного или временного характера, рассчитанное на мно- гократное применение. Таким образом, письмо правительства от 07.09.98 N 4435п-П5 за подписью заместителя председателя правительства В.Христенко, на ос- новании которого Хабаровским краевым объединением предпринимателей была построена система доказательств, не имеет и не может иметь нормативного правового характера, его положения являются исключи- тельно рекомендательными, а, следовательно, и заявление о том, что Закон Хабаровского края о едином налоге на вмененный доход для оп- ределенных видов деятельности - закон субъекта Российской Федера- ции! - противоречит ему, а, тем более, нарушает его, должно было быть признано судом необоснованным. Естественно, что в гражданском споре проигравшую сторону край- не редко устраивает вынесенное не в ее интересах судебное решение. Безусловно также, что гражданским правам и свободам в России должен отдаваться абсолютный приоритет, а все неустранимые (именно и толь- ко неустранимые!) сомнения, противоречия и неясности актов законо- дательства о налогах и сборах толковаться в пользу налогоплательщи- ка. Однако, стоит ли благополучие десятка неудовлетворенных законом лиц недополученных доходов бюджета, заработной платы работников бюджетной сферы, содержания учреждений здравоохранения, образования и культуры? Вообще, Верховному Суду будет много над чем поразмыс- лить при рассмотрении кассационной жалобы Законодательной Думы.
Куда тронулся лед Таким образом, сегодня в крае сложилась крайне парадоксальная ситуация. Нездоровые настроения части налогоплательщиков получили мощнейший стимул и поведение их может стать совершенно непредсказу- емым. 1 февраля 1999 года в Хабаровском краевом суде впервые был создан прецедент, наглядно демонстрирующий нам, как граждане, не желающие платить налоги вообще, способны сделать это совершенно ле- гальным образом, доказав свое право (?!) не где-нибудь, а в госу- дарственном органе (если суды ими пока остаются), да еще и на осно- вании нормы закона. Признав закон недействительным в той части, без которой он, практически, не может быть применен в целом, суд оставил законода- телю лишь узкое поле для дальнейших действий; причем настолько уз- кое, что совсем скоро, вероятно, уже никому не покажется мало. Сле- дуя судебной логике, краевой закон прежде всего надлежит привести в соответствие с рекомендациями правительства. Но кто сказал, что в расчет при этом должны приниматься только "рекомендованные" (не ус- тановленные же?) и исключительно минимальные значения показателей (базовой доходности и коэффициентов) для исчисления суммы вмененно- го дохода? Разве что тот, кто готов любыми (скорее всего, наличны- ми) средствами препятствовать законодателю в реализации его права на законотворчество. Законотворчество является динамичным, хотя и не всегда доста- точно гибким процессом. Действительность заставляет законодателя регулярно пересматривать виды, число налогов и сборов, круг нало- гоплательщиков, налоговые ставки и т.д. Отказав же законодателю в праве приводить законодательство "в соответствие", суд, фактически, выступил в чуждой ему роли, чего в принципе не может быть, потому что этого не может быть никогда. Наконец, еще более неловко станет тем, кому закон предоставил возможность платить меньшие суммы налогов, чем они должны были уп- лачивать ранее. Ведь с отменой закона, на которую тоже может быть вынуждена пойти Дума, не будут иметь обратной силы ухудшающие их положение прежде действовавшие акты законодательства о налогах и сборах, а, значит, неизбежно возникнет жуткая неопределенность в правовом положении налогоплательщиков в период применения Закона Хабаровского края о едином налоге на вмененный доход для определен- ных видов деятельности. То есть, решение суда, как это ни странно, все-таки ущемило права и интересы всех налогоплательщиков, для ко- торых закон создал вполне благоприятные условия деятельности и ща- дящий режим налогообложения. Так пусть же вершится правосудие, даже если при этом погибнет мир!