НЕКОТОРЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА
                          СОЦИАЛЬНОГО ИЖДИВЕНЧЕСТВА
Исследования феномена социального иждивенчества как правило проводятся в рамках изучения проблемы бедности и социального нера- венства. Современные авторы обычно не ставят задачи самостоятельно- го исследования данной проблемы, ограничиваясь указаниями на ее тесную взаимосвязь с проблемой государственной поддержки неимущих слоев населения. Безусловно, что социальное иждивенчество является как одним из источников бедности, так и одним из условий ее сохранения. Раскры- тие сущности социальных отношений, влекущих бедность (включая ижди- венчество), имеет принципиальное значение для понимания того, что представляет собой бедность. В этом смысле прежде всего необходимо знать, как действовали основные социальные институты и нормы, уста- навливавшие допустимые способы обеспечения определенного уровня благосостояния. Советская социальная система создала условия, в которых подав- ляющее большинство населения предпочитало придерживаться единой, универсальной на все случаи жизни стратегии поведения. Уровень лич- ного благосостояния мало зависел от собственных усилий людей и складывался главным образом под влиянием специальных государствен- ных мероприятий. Границы оплаты труда не определялись стоимостью выпущенной продукции и экономической эффективностью производства. В порядке вещей были периодические единовременные пересмотры ставок и окладов в отдельных отраслях производства и по категориям работни- ков. Различия в оплате труда устанавливались плановыми актами влас- тей вне какой бы то ни было связи с реальными ценовыми соотношения- ми производимой продукции. Приобретение основных жизненных благ осуществлялось в форме наделения, государственного благодеяния, как награда за соблюдение формальных правил (проживание на одном месте в течение длительного срока, стаж работы на одном предприятии и т.д.) и в зависимости от возможностей, которыми располагало госу- дарство (предприятие), то есть благодетель. Собственные силы для значительного изменения своего материально-вещественного состояния реализовать было практически невозможно. (Воронков В.М., Фомин Э.А. Типологические критерии бедности // Социология. Хрестоматия: для студентов вузов. - Екатеринбург: Деловая книга, 1998. - С. 273-274) В русском языке для выражения смысла рассматриваемого социаль- ного явления используются несколько близких по произношению поня- тий, тем не менее характеризующих существенное различие в его оцен- ках обществом. Под термином "иждивение" понимается "обеспечение не- работающего (как правило, неработоспособного: больного, престарело- го, несовершеннолетнего) средствами, необходимыми для существова- ния". При этом в официальной речи применяется термин "иждивенство" в значении "состояние на чьем-нибудь иждивении"; то есть отнюдь не исключается, что в данном состоянии индивид может оказаться в том числе по объективным, социально значимым причинам. Напротив, термин "иждивенчество" носит неодобрительную окраску и означает "стремле- ние во всем рассчитывать на помощь других, а не на свои силы", чем подчеркивается умышленный (сознательный) характер такого поведения. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - 3-е изд., стереотипное. - М.: АЗЪ, 1995. - С. 232) Таким образом, социальное иждивенчество в целом представляет собой такой образ жизни (социального поведения) индивида, когда он умышленно (сознательно) стремится обеспечить для себя приемлемые условия существования в данном обществе за счет самого общества. Иждивенчество нельзя считать нормальным общественным явлением. Оно закономерно для данного общества, так как является следствием усло- вий его существования, но совсем не нормально, так как является унизительным для человека и разрушительным для социальных институ- тов. То есть является своего рода девиацией. Кроме того, иждивенчество, даже если бы оно не было социально опасным само по себе, влечет также другие формы девиации. Иждиве- нец, ради поддержания своего (пусть удовлетворяющего лишь минималь- ные потребности) благосостояния, зачастую вынужден совершать проти- воправные поступки. Система уголовного правосудия, например, назна- чая наказание иждивенцу, осуждает его только за те деяния, которые являются лишь следствием его антиобщественного образа жизни. Паразитирующее поведение (образ жизни) свойственно многим жи- вым существам, начиная от микроорганизмов до общественных животных. При этом следует различать паразитизм на внешних объектах (не чле- нах данного сообщества) как у бактерий например, для которых живые организмы служат средой обитания, и социальное иждивенчество как способ самореализации и утверждения в родовой группе (люди, некото- рые насекомые, общественные животные, прежде всего молодые и прес- тарелые особи). Нормально, когда иждивенство является следствием объективных факторов (слабости, незащищенности, уязвимости данного индивида) и ненормально, когда слабость имитируется, является мни- мой, а индивид приспосабливается к подобному существованию и стре- мится поддерживать условия такого существования (ему это удобно, выгодно, он нашел свое место в жизни, принял ее правила и играет свою роль, даже несмотря на негативную реакцию окружающих). Вероятной причиной иждивенчества у людей может выступать ес- тественное психологическое стремление к самоутверждению в коллекти- ве, социальному комфорту (удобству и спокойствию). Человек способен привыкнуть к такому образу жизни и не испытывать существенного стеснения и неудобства. Таким образом, закономерным способом борьбы с данным явлением является социальная политика, направленная на создание дискомфортных условий (причинение максимального неудобс- тва) для подобного существования, в том числе осуждение поведения, доведение человека если не до отчаяния, то до состояния, когда он должен будет осознать неправильность своего образа жизни и предпри- нять усилия по его исправлению. В конечном счете, несмотря на то, что паразитическое поведение в среде себе подобных весьма характерно для людей, они, в отличие от других живых существ, в состоянии осознать его пагубность и предпринять усилия для его пресечения. Кстати, обратим внимание, что в законодательстве факт нахожде- ния на иждивении устанавливается, например, уже после смерти лица, являвшегося кормильцем (при назначении пенсии по случаю потери кор- мильца). Напротив, общество обязано оценить характер и масштаб это- го социального явления при жизни, так как разрушительную силу соци- ального иждивенчества установить после гибели общества смогут толь- ко историки. Обращаясь к прошлому, заметим, что социальное иждивенчество, какие бы формы оно не приобретало, представляло серьезную угрозу, а нередко приводило к гибели целые цивилизации. Безусловно, самым вы- разительным примером здесь служит история Древнего Рима, где жадная до хлеба и зрелищ толпа превратилась во влиятельную политическую силу и, наряду с другими факторами, в конечном счете, привела к разрушению общественных институтов. Высокая мораль и великое госу- дарство, вероятно тоже казавшиеся незыблемыми для жителей Вечного города, пали под ее натисками. К сожалению, из истории редко извлекают уроки, по всей види- мости предпочитая самостоятельно убедиться в существовании и могу- ществе враждебных племен.
Навигация по сайту Лицевая страница Новости Сведения об авторе Комментарии Публикации Нормативные акты Ссылки Пресс-папье Мнение Разное