ТЕОРИЯ ЧИСТОПИСАНИЯ, ИЛИ ИССЛЕДОВАНИЕ О ПРИРОДЕ
                          ЛИТЕРАТУРНОГО ВЫМЫСЛА
Колкие кусочки льда, гонимые жестоким ветром, настойчиво би- лись о стекло. "Воды!" - лихорадочно стучала в голове пересохшая как русло некогда полноводной реки мысль. Сознание вот уже почти совсем близкой гибели искало выхода из безнадежной ситуации. Еще каких-нибудь четверть часа, и тут на память пришел услышанный ког- да-то в детстве по радио рассказ о пилоте межпланетного корабля, совершившего вынужденную посадку на затерянной в бескрайних просто- рах Вселенной планете. Спустя некоторое время, в ожидании помощи, во сне, пилоту стали слышаться голоса, сокровенно внушающие прекра- тить сопротивление и позволить проникнуть в его мозг иное сознание. Пилот не на шутку перепугался и проснулся в холодном поту. Видения исчезли. Каким-то образом пилоту стало известно о том, что проник- новение во сне в чужой мозг является любимым занятием обитателей планеты. Паразитирующие аборигены так то ли размножались, то ли са- моутверждались, однако время на исходе и потом уже будет безразлич- но зачем им все это было нужно. "Пить!" - жажда не отступала, жгу- том ядовитого стебля она скручивала язык, скребла кривым гвоздем ржавое горло. "Держаться, только бы продержаться до утра," - стало главной идеей пилота на ближайшие трое суток. Однако, когда помощь подоспела, он уже был мертв. А, впрочем, какое это теперь имеет значение... Наконец дописав эти слова, он поднялся из-за стола, шаркая по полу мягкими потертыми тапочками прошел на кухню и отпил из носика чайника несколько глубоких глотков. Утолив жажду, он задумался о том, что большинство читателей могут остаться в недоумении, прочи- тав эти строки. Это была его последняя мысль.
ЧАСТЬ 1
Наверняка, что, читая книгу, редко кому приходилось задумы- ваться об источниках, причинах человеческой фантазии вообще и лите- ратурного вымысла в частности. Это краткое, не претендующее на пол- ноту и достоверность исследование имеет целью изучение логики пост- роения прозаических сюжетов. Несомненно, что предпосылкой любого литературного произведения является случай из повседневной жизни. Мы склоняемся к распростра- ненному мнению о том, что практичный, объективный характер построе- ния прозаического сюжета более чем очевиден. Эмпирический опыт пи- сателя служит лучшим генератором литературных идей и ничем не может быть заменен. Для начала приведем в качестве примера правдоподобную историю о совершенно нормальном парне, у которого есть одна тайная страсть. Он принудил уборщицу регулярно отсасывать у него на работе за уме- ренную плату (что-то около ста рублей). Причем началось все с того, что он попросил ее однажды очистить компьютер от копоти. Уборщица была старой сморщенной еврейкой, сосала с упоением. Парень женат, имеет ребенка, но порочная страсть была сильнее, а соблазн - слиш- ком велик, чтобы остановиться. Кончилась история ничем. Точнее, длится она до сих пор. Тот парень и сегодня все так же уверен, что это будет продолжаться бес- конечно. В этом виде рассказ она мог быть опубликован целиком и по- ходить на чистейшей воды вымысел, поскольку вряд ли кто-нибудь по- верит в него всерьез. Но вот тут то и начинается самое интересное, ради чего, собственно, мы об этом заговорили. Ведь по всем законам жанра неизбежно должен был произойти тра- гический финал: героев уличают в том, что они вытворяют, и гонят с работы обоих; либо парень увольняется по собственному желанию (ст. 31 КЗоТ); истекает срок контракта (ст. 29, п. 2 КЗоТ) у парня, у уборщицы; уборщица умирает, в т.ч. захлебываясь спермой, и т.п. Хотя, не исключен и романтический финал: парень идет на значи- тельное повышение по службе и забирает с собой уборщицу; далее - на грани фантастики: она делает пластическую операцию, вставляет зубы, парень разводится, женится на уборщице и они улетают в Майами (на Кипр, в Гонолулу, на Северный Полюс), возвращаются, проведя там ме- довый месяц (где они впервые совокупляются - не забыли, что рассказ эротический) (девственность ей тоже восстановили), и тут - трагедия - парня все-таки увольняют по ст. 254, п. 3 КЗоТ, он спивается, сходит с ума и кончает в психиатрической больнице жизнь самоубийс- твом, отрезав себе опасной бритвой над унитазом мошонку и умерев от истечения крови (именно столько душещипательных подробностей, не меньше) (заметьте, что изначально банальная история, которая разме- рами уже начинает походить на повесть, получается с претензиями на гениальность), а бывшая уборщица выходит замуж за какого-нибудь миллионера (милиционера, кондиционера, или работника СМУ-13, на ху- дой конец). Обратите внимание, что здесь из коммерческих соображений раз- витие сюжета, конечно, уместнее остановить. Возникает великолепный повод для издания продолжения книги отдельным томом. Чуть позже мы обратимся к этой теме подробней. Но автор может сделать и совершенно неожиданный ход, раскрыв, например, покрытую темной завесой тайну, что уборщица то, оказыва- ется, на самом деле была английской королевой (sic, к черту правдо- подобие). Что, типа, выучила она русский язык и решила попрактико- ваться (в разговорной речи, разумеется). Причем, будучи сторонницей социал-демократии (далее следует длинная история воспитания короле- вы и становления ее марксистского мировоззрения под влиянием агента советской разведки У.Черчилля), она избирает для себя образ жизни российского пролетариата. Возможны многочисленные варианты. Можно также придать произведению (теперь уже роману, в жанре так популярного сегодня исторического романа с элементами жесткого порно и русской баней) ужасающую воображение динамику распада чело- веческой личности в духе С.Спилберга (т.е., конечно, скорее М.Шелли или К.Тарантино, что в данном случае не суть важно), живописно изобразив сцену разложения трупа парня в туалете психиатрической больницы спустя девять-десять месяцев после самоубийства (и правда, кому он окажется нужным), или разложения тела новоиспеченной краса- вицы на глазах у парня (внешность обманчива; старушке то, все-таки, лет семьдесят; ну, может, чуток поменьше - это чтобы не слишком шо- кировать читателя низостью поступка героев), в туалете. Стоит заме- тить, что в последнем случае продолжение романа сопряжено со значи- тельными трудностями, поскольку мы считаем (хотя скорее нам только кажется), что "женские" истории выглядят куда привлекательней. Впрочем, это если не принимать во внимание, что парень был са- мим У.Черчиллем, устроившим всю эту авантюру ради совращения коро- левы, которая отказывала ему в молодости. Однако, в этом случае ро- ман станет уж слишком неправдоподобным, чтобы привлечь устойчивый интерес взрослого читателя (для детей он тоже оказывается недоступ- ным, но по совсем другим причинам). Кроме того, роман будет лишен даже незначительного намека на здравый смысл, мораль. Он станет од- ним из тех множества произведений, что, якобы, творчески интерпре- тируют историю цивилизации (здесь - современности).
Впоследствии мы продолжим исследование логики построения про- заического сюжета, в т.ч. рассмотрим актуальные проблемы изыскания названия, творческих мук, определения жанра и стилистики литератур- ного произведения. Все упомянутые здесь события и имена являются вымышленными, об этом часто спорят, но третье тысячелетие наверняка наступит в ночь на какой-нибудь Новый год, любые совпадения случай- ны.
Навигация по сайту Лицевая страница Новости Сведения об авторе Комментарии Публикации Нормативные акты Ссылки Пресс-папье Мнение Разное