FAQтехнология
                в преподавании правовых дисциплин online
Развитие системы дистанционного образования требует поиска и внедрения новых, ранее не применявшихся способов обучения или, во всяком случае, адаптации широко используемых в обычной практике ме- тодов. Отсутствие непосредственного контакта обучаемого с препода- вателем, а в лучшем случае - их нахождение на удалении друг от дру- га, обнаруживает для нас возростание значения технологий интенсив- ного самообучения. К разновидности такой технологии мы относим FAQ- технологию, которая может быть с успехом внедрена в систему препо- давания правовых дисциплин online. Термин FAQ (от англ. frequently asked questions) был заимство- ван нами от наименования получившего распространение в Интернете способа представления посетителям персональных и корпоративных сай- тов. Этот метод, вернее - его интерпретации, известен также как способ преподавания и, вообще, подачи информации в реальной жизни. Именно таким образом, например, редакции средств массовой информа- ции вступают в контакт с аудиторией. Со своей стороны, опытный учи- тель никогда не оставит без ответа вопрос ученика. Сущность FAQтехнологии может быть выражена следующим образом. Прежде всего, формируется обширный перечень вопросов в данной об- ласти знания, классифицируемый на группы по каким-либо отличитель- ным признакам. Вопрос может быть отнесен сразу к нескольким груп- пам. Каждая из групп вопросов предваряется краткой аннотацией, ха- рактеризующей сферу их применения. И только затем излагаются раз- вернутые ответы на поставленные вопросы. Мы не исключаем, что метод может быть с успехом использован в преподавании самых разнообразных, в т.ч. технических, дисциплин. Однако специфика FAQтехнологии как метода обучения, на наш взгляд, состоит прежде всего в том, что он рассчитан на разъяснение текущих ежедневных потребностей обучаемого и имеет целью сформировать у не- го представление о способах и навыки самостоятельного разрешения собственных жизненных проблем. В данной связи юриспруденция являет- ся наиболее практичной и показательной областью ее применения. Дискуссионность отдельных проблем права имеет большое значение для целей обучения. Она предоставляет возможность обсуждения их преподавателем и обучающимся на равных началах. Причем у обучаемого ни в коем случае не должно создастся впечатления, что круг изучае- мых проблем сводится к ответам на строго поставленные вопросы. Для этого ему обязательно нужно указать на необходимость ознакомиться со всеми нормативными актами, на основе которых был сформулирован тот или иной ответ. Кроме того, вероятно, требуется сослаться на смежные нормы права и выдержки из опубликованных научных трудов по данной проблеме, порекомендовать дополнительную литературу. А, нап- ример, при изучении гражданского, хозяйственного права ответы на вопросы могут и должны основываться на комментариях судебной и ар- битражной практики рассмотрения дел Верховным и Высшим Арбитражным судами. Интересно, что в условиях online проблемы, связанные с внедре- нием FAQтехнологии, имеют простое и доступное техническое решение. Огромную роль несет также пространственная и численная неограничен- ность аудитории. Ведь к базе данных наверняка будут обращаться, в т.ч. посетители, не имеющие цели обучения, но озадаченные решением какой-либо проблемы. Считаем, что ресурс такого рода может приоб- рести широкую известность в глобальной сети Интернет.
В настоящее время нами накапливается исходный материал для создания в сети Интернет экспериментального сайта по дисциплинам "Социальное право" и "Безработица и регулирование занятости", вклю- ченных в государственный стандарт по специальности "Социальная ра- бота", открываемой в Дальневосточном государственном университете путей сообщения в 1999 году. Мы попытаемся оценить возможность практического использования инструментов FAQтехнологии в преподава- нии и популяризации этих правовых дисциплин online.
Навигация по сайту Лицевая страница Новости Сведения об авторе Комментарии Публикации Проекты Нормативные акты Ссылки Пресс-папье Мнение Разное