Объективные предпосылки и основные направления реформы
                  гуманитарного образования в высшей школе
В условиях острого социального кризиса среди проблем высшей школы собственно образовательный процесс меркнет перед экономичес- кими трудностями. Однако, позволим себе вольность предположить, что показателем "выживаемости" вузов является не только их финансовое благополучие. Ведь даже справившись с промышленной депрессией и по- давив бюджетный дефицит в стране мы уже никогда не сможем восстано- вить традиции нашего высшего образования, если сегодня не будем поддерживать их существование и развитие. Вследствие вялотекущего культурного, духовного кризиса в Рос- сии, сопровождающегося радикальной переоценкой ценностей, в гораздо худшем положении среди системы преподавания в высшей школе оказа- лось гуманитарное образование. Не последней причиной этого стал прежний приоритет технического образования над гуманитарным. Пос- ледствия его мы вполне ощущаем сейчас, когда именно недостаток гу- манитарного образования не позволяет большинству российских граждан понять, что же происходит в стране, каковы причины тех или иных, часто драматичных, особенностей нынешнего существования, по каким признакам надо отбирать основные факторы, определяющие принятие нестандартных решений и т.д. Постепенно пробел осознается, чем и объясняется известный ренессанс гуманитарного образования, падение конкурсов среди поступающих в технические и естественнонаучные ву- зы. Требуется сохранить все лучшее, что было достигнуто высшей школой за все время ее существования, дать ей новые стимулы разви- тия через совершенствование структур, типов, принципов жизнедея- тельности. Высшая школа должна взять на себя воспитание мобильной личности, сосредоточенной на обеспечении своего благополучия, бла- гополучия собственной семьи и общества. На наш взгляд, доминирующую роль в решении этой стратегической задачи способно сыграть именно гуманитарное образование, как никакое другое прямо предназначенное для гармоничного воспитания человеческой личности. Хотя еще в постановлении Правительства Российской Федерации "О развитии гуманитарного образования в Российской Федерации" от 30.04.92 N 917 была намечена общенациональная стратегия создания и развития новой системы гуманитарного образования, серьезных сдвигов в решении проблемы так и не произошло. Все пока происходит на уров- не научно-популярных дискуссий в средствах массовой информации, да за счет энтузиазма руководителей и преподавателей отдельных высших учебных заведений. Таким образом, мы вынуждены признать, что созрела объективная необходимость гуманизации образовательного процесса в высшей школе, подразумевая под этим как необходимость расширения программ гумани- тарного цикла в преподавании наук, так и "очеловечивание" образова- ния вообще. Своей функцией гуманитарное образование имеет обучение законам общественного развития, формам и способам взаимодействия социальных агентов, социальным нормам, установкам и целям, создание условий для осознания и понимания человеком своего места в системе общест- венных связей, в духовном мире. Причем в структуре гуманитарного образования отчетливо выделяются два направления. Первое из которых - профессиональная подготовка специалистов гуманитарных профессий: филологов, историков, философов, экономистов, юристов, психологов, музыкантов, художников и др. А второе - общегуманитарное образова- ние. В первом случае задача сводится к формированию фундаментальных основ, которые должны привести к "полному" гуманитарному образова- нию, к "достраиванию" специального гуманитарного образования более широкими фундаментальными, но тоже гуманитарными знаниями, а следо- вательно, более органичными всей подготовке специалиста. Важная концептуальная задача здесь состоит в том, чтобы установить, в чем заключается функциональная полнота специалиста, которая, конечно же, шире его профессиональной подготовки. Очевидно, что, наряду с профессионализмом, специалист должен быть подготовлен к рациональ- ному решению мировоззренческих задач, нравственному, правовому или идеологическому выбору, социально-экономическим решениями и пр. Во втором случае задача сводится, прежде всего, к преподаванию достижений гуманитарных наук для студентов, которые получают специ- альное, а потому в определенной степени "узкое", образование. Гума- нитарная подготовка в таких условиях призвана расширить образова- тельный горизонт "узкого" специалиста, дополнить его образование тем видом знаний, которые не являются профилирующими предметами и не преподаются на его факультете. Однако, для функционирования это- го специалиста как личности в контексте культуры своего времени, ему необходима еще и гуманитарная подготовка, которая удовлетворит его потребности в нормальной социокультурной жизнедеятельности. Следуя этому, нам хотелось бы кратко изложить наши взгляды на гуманитарное образование как профессиональное образование и на мес- то гуманитарного образования в системе подготовки студентов техни- ческих специальностей вузов.
До недавнего времени отношение к гуманитарному образованию бы- ло, мягко говоря, пренебрежительным, приоритет отдавался прагмати- ческому естественнонаучному образованию. Особенность же современной культуры заключается в том, что она имеет явно выраженное как тех- нократическое, так и гуманитарное измерение. Технократическое изме- рение проявляется тогда, когда явление культуры, в том числе и сам человек, рассматриваются как средства исторического развития чело- вечества. Гуманитарное - когда развитие личности, человеческого "Я", рассматривается как цель этого же развития. Образованный чело- век, особенно специалист с высшим образованием должен более быстро и более глубоко адаптироваться к решению задач такого развития, от чего во многом зависит степень его культурно-исторической продук- тивности, его социальное качество, коэффициент полезного действия как субъекта исторического развития, если хотите. Поэтому образова- ние может считаться полноценным только когда оно включает в себя как собственно научные знания, так и духовные ценности, то есть ин- формацию и технократического, и гуманитарного характера. Степень функционального совершенствования специалиста существенно зависит от того, насколько органично соединены те и другие виды знаний в его профессиональной подготовке. Внедрение информационных технологий в структуру гуманитарных дисциплин приводит к появлению новых отраслей научного знания. Та- ким образом, например, в юриспруденции возникла правовая кибернети- ка. Обучение навыкам обращения с компьютерной техникой введено в число обязательных дисциплин для большинства гуманитарных специаль- ностей. В то же время, с тревогой отметим, что в связи с намерениями Минобразования сократить количество часов преподавания дисциплин технического цикла в школе однозначно нарушится преемственность об- разовательного процесса школа-вуз. Мы горячо приветствуем расшире- ние программ гуманитарного образования в школе, но не считаем пра- вильным, когда оно идет за счет сокращения объема преподавания ма- тематики, физики, химии и естественнонаучных дисциплин. Полноценная подготовка учащегося, тем более если гуманитарное образование изб- ранно им в качестве предмета специализации, невозможна без знания их элементарных основ. Позвольте поинтересоваться, откуда у будуще- го юриста, социолога, филолога в противном случае возьмется предс- тавление о взаимной зависимости явлений, каким образом сформируется логика его мышления, каким специалистом в своей отрасли он будет в конце-концов? Возникают проблемы и в построении образовательного цикла гума- нитарных наук. Так, из стандарта по специальности "государственное управление" совершенно необоснованно исключено преподавание науки конституционного права, на самом деле являющейся доминирующей среди предметов правового цикла. Здесь же необоснованно завышено коли- чество часов, отведенных на преподавание основ муниципальной служ- бы, являющихся не более чем частной дисциплиной муниципального пра- ва. А, например, стандарт гражданско-правовой специализации право- ведения по-прежнему содержит криминологию в объеме, равнозначном уголовно-правовой специализации. Подобный перечень будет много большим, если мы примем во внимание все гуманитарные дисциплины. Проблема пересмотра государственных стандартов, таким образом, яв- ляется первоочередной в цепи проблем преподавания гуманитарных на- ук. Задача гуманитарной подготовки специалиста требует широкого изучения теоретического и аксиологического содержания основных гу- манитарных наук, понимания многообразия и единства развития этих наук, усвоения их законов, принципов и понятийного аппарата. При этом преподавание должно осуществляться в ключе альтернативности гуманитарных идей, концепций и теорий. В конечном счете такое гума- нитарное образование позволит будущему специалисту подняться над обыденным пониманием гуманитарных ценностей и перейти к рациональ- но-теоретическому и научному восприятию, то есть к профессиональной работе с ними, профессиональному их использованию и продуцированию. Необходимо также понять, что высшее образование должно по большому счету заключаться не столько в преподавании конкретных профессиональных знаний, сколько в преподавании их системы. Мы нас- таиваем, что только при соблюдении этого условия выпускник вуза сможет самостоятельно ориентироваться в жизни и принимать верные решения. Отчасти такой подход может быть объяснен тем, что конкрет- ные знания, за исключением достаточно редких аксиом, подвержены из- менениям с течением времени и рано или поздно становятся неактуаль- ными. Имея определенный опыт в преподавании основ социальной защиты и регулирования занятости населения, мы видим, что при колоссальном объеме динамичного материала студенты легче воспринимают и усваива- ют общие подходы к решению проблем социальной защиты и занятости населения, чем формулировки нормативных актов.
Но какими бы острыми не были проблемы профессионального препо- давания гуманитарных наук, их исключительно сложно сопоставить с проблемами совершенствования гуманитарной подготовки студентов тех- нических специальностей вузов, чему есть целый ряд причин. Хорошо известна общая тенденция к интеграции естественных, технических и общественных наук. Однако, она не находит должного отражения в практике высшей школы, которая слишком долго шла вслед за дифференциацией науки. Как известно, в технических вузах сущест- вует деление предметов на профилирующие и непрофилирующие, что оз- начает различный как формальный, так и фактический статус и тех и других. Причем, в числе непрофилирующих всегда оказываются гумани- тарные дисциплины. В то же время гуманитарные науки являются неотъ- емлемой частью науки как таковой, а для того, чтобы эффективно ис- пользовать идеи гуманитарных наук, требуется владение их языком, достигнутыми результатами. В условиях научно-технического прогресса усложнение техники, появление принципиально новых прогрессивных технологий, протекающих в экстремальных обстоятельствах, концентрация колоссальных энергий в различных объектах требуют исключительно высокой профессиональной подготовки специалистов, развития их таланта и творческих способ- ностей еще со студенческой скамьи. Вместе с тем сложность всей тех- носферы, взаимозависимость процессов, порождающих огромные информа- ционные потоки, работа операторов на пределе психофизиологических возможностей требуют воспитания у специалистов высоких нравственных качеств, гражданского мужества и ответственности. Однако в сущест- вовавшей до последнего времени концепции само понятие образования подменялось пресловутой "специализацией". Считалось, что получение высшего образования тождественно получению конкретной профессии. Но жизнь опровергла подобные подходы и убедительно доказала, что сов- ременный специалист должен обладать не только профессиональными знаниями, но и богатой общей культурой. Точка зрения на инженера как бездушного конформиста обнаружила свою нищету и несостоятельность. Образование инженера должно обес- печить ему максимальную включенность в социальные связи, сформиро- вать его личность и гражданскую позицию. Достаточно напомнить, что в дореволюционной России инженеры составляли часть культурнейшего и всесторонне образованнейшего общественного класса. Само понятие по- лучившей мировое признание интеллигенции обязано своим возникнове- нием инженерному корпусу. Системе образования в силах восстановить эту утраченную традицию удачного сочетания общего и профессиональ- ного образования, для чего ей нужно уже сегодня претерпеть некото- рые изменения. Очевидно, что прежде всего следует изменить концепцию высшего образования и перейти от узкопрофессиональной унифицированной под- готовки к широкому общекультурному и фундаментальному образованию. Общая культура формируется, главным образом, гуманитарными науками. Их значимость должна возрасти как это происходит во всем мире. Так, американская и японская высшие школы в процессе подготовки техни- ческих специалистов нередко отводят гуманитарным дисциплинам в 2-4 раза (!) больше учебного времени, чем у нас. Не случайно, что зат- раты, связанные с широкой социально-культурной подготовкой специа- листа, впоследствии окупаются его более эффективной деятельностью. В структуре образовательного процесса студентов технических специальностей вузов должно быть сохранено и даже расширено препо- давание философии, мировой и отечественной истории, в том числе ис- тории науки, экономической теории, основ правовых знаний и общест- воведения. Студенту также должна быть предоставлена возможность оз- накомления с основами психологии личности и коллектива, правилами межличностного общения и этики, достижениями мировой культуры. Недостатки общей культуры в условиях рыночной экономики могут остро сказаться на возможности трудоустройства инженера. При избыт- ке инженерных кадров применение своим силам наверняка найдут только те специалисты, которые наряду с принятием верных технических реше- ний будут готовы к участию в разнообразной социальной деятельности. Мы также не можем не учитывать, что коренным образом измени- лась социальная роль инженера. Подчеркнем, что сегодня инженер ста- новится не просто технократом, но и менеджером, организатором про- изводства, для чего он должен научится владеть определенными навы- ками в этом деле. С другой стороны, ни для кого не составляет секрета, что боль- шинство студентов технических специальностей вузов прохладно отно- сятся к изучению предметов гуманитарного цикла. Ответственность за стимулирование интереса к своей дисциплине мы полностью возлагаем на преподавателя. Согласимся, что метод преподавания может быть избран им самим. Но во всяком случае эффективность его будет тем выше, чем строже и последовательней наука будет удовлетворять ес- тественные, практические потребности студентов. Допустим, в курсе основ социальной защиты и регулирования занятости населения студен- ты охотнее воспримут информацию о способах трудоустройства, получе- ния социальных пособий, решения жилищной проблемы, чем рассуждения об ожидаемых результатах социальных реформ или порядке исчисления государственных пенсий.
Наконец, мы пришли к выводу о том, что гуманитарное образова- ние играет значительную роль в общем, гражданском воспитании вы- пускников вызов, является ли оно для них профессиональным, или нет. Что образование должно прежде всего формировать личность, а уж по- том только - какие-либо узкопрофессиональные качества, которые мо- гут быть использованы для удовлетворения утилитарных потребностей общества. Нельзя допустить подмены целей высшего образования. В стремле- нии дать высшее преподавание как можно более широкому кругу лиц мы рискуем потерять то исключительное, что отличает высшее образование среди системы образования вообще - его авторитет. Ценность каждого отдельного выпускника вуза, если хотите - спрос на него на рынке труда, востребованность, тем ниже, чем выше их общее число. Массо- вость вредит образованию столь же велико, сколь всей культуре в це- лом. Мы говорим "это - произведение искусства", подразумевая сколь- ко труда и творческих сил затрачено на его создание. И вряд ли ста- нем восхищаться вещи штампованной, сошедшей с дорожки конвейера, даже если она добротно сделана. С той же убежденностью мы станем выступать в защиту элитарного образования, признавая право человека на его приобретение в соответствии со своими способностями. Наши противники упрекнут нас в стремлении сделать высшее обра- зование недоступным для большинства, чем обнаружат свою некомпе- тентность в данном вопросе. Еще раз подчеркнем, что речь не идет об ограничении права на образование. Элитарность образования ни в коем случае не означает образования "для избранных". Но предусматривает- ся, что для получения его человеку нужно будет в условиях жесточай- шего отбора доказать свое право на него. Что проверка эффективности усвоения определенного набора знаний является такой же основной за- дачей образования, как и само преподавание наук. Вузы должны подготавливать не столько специалистов узкого про- филя, что, безусловно, тоже необходимо, сколько грамотных и высоко- образованных людей, призванных стать элитой российского общества, локомотивами его развития - каждый - в своей отрасли. Это становит- ся тем более актуальным, чем более усугубляется ситуация на рынке труда, когда шанс потерять работу много выше, чем ее приобрести. Сокращение числа специализаций, увеличение доли общих дисциплин и обучение смежным профессиям в конечном счете даст возможность вы- пускнику вуза успешнее конкурировать с другими при трудоустройстве. Восполнять пробелы в специальных знаниях ему можно будет на курсах переподготовки и повышения квалификации, либо в любой другой форме совмещения обучения и профессиональной деятельности, что, на наш взгляд, принесет более эффективные результаты. В этой системе воплотятся также наши мечты о непрерывности образования как процес- са.
Список реферируемых источников
1. Актуальные проблемы преподавания и изучения социально-гумани- тарных дисциплин в высшей школе: опыт и новации. Сб. науч. тр. - Воронеж, 1994. - 183 с. 2. Боголюбов Л. Изучение социально-гуманитарных дисциплин как не- обходимое условие формирования у учащихся гражданской культуры // Социально-политический журнал. - 1997. - N 3. - С. 104-119. 3. Гуманитарные дисциплины и становление личности // Высшее обра- зование в России. - 1997. - N 4. - С. 60-67. 4. Мещеряков Б.Г. Утопические размышления о гуманитарном образова- нии // Человек. - 1996. - N 6. - С. 52-58. 5. Мирский Э.М. Заметки о гуманитарном образовании // Человек. - 1995. - N 6. - С. 154-166. 6. Овсянников В. К новой парадигме социально-гуманитарных наук // Alma mater. - 1997. - N 2. - С. 18-25. 7. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Феде- ральный закон от 22.08.96 N 125-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - N 35. - Ст. 4135. 8. Розов Н. Ценности гуманитарного образования // Высшее образова- ние в России. - 1996. - N 1. - С. 85-89. 9. Хазова Л. Подходы к организации преподавания социально-гумани- тарных дисциплин в негуманитарных вузах // Социально-политичес- кий журнал. - 1997. - N 3. - С. 81-90. 10. Шемарин и др. Нерешенные проблемы гуманитаризации высшего обра- зования // Высшее образование в России. - 1997. - N 2. - С. 79-81.