Мобильность трудовых ресурсов Дальнего Востока:
на острие проблемы
Для каждого данного общества человеческий труд является пер-
вичным необходимым условием его существования. Обществу должно быть
совершенно безразлично наличие или отсутствие природных ресурсов в
местах его обитания, когда природа служит людям лишь предметом со-
зерцания, источником эстетического наслаждения. Образно говоря,
природа мертва, если человек собственными усилиями не преобразует
ее для целей социального развития. Только труд, эта ежедневная кро-
потливая работа по приспособлению окружающей среды к потребностям
человека, может обеспечить его личное благосостояние, благосостоя-
ние его семьи и общества в целом.
К несчастью, в реальной социально-экономической ситуации об-
щество оказалось не в состоянии предоставить человеку возможность
полноценной реализации его способностей к труду. По оценке Госкомс-
тата России1 численность экономически активного населения к концу
октября 1998 года составила 72,6 млн.человек, или около 49 процен-
тов от общей численности населения страны, в их числе 64,2 млн.че-
ловек, или 88,4 процента экономически активного населения были за-
няты в экономике и 8,4 млн.человек (11,6 процента) не имели заня-
тия, но активно его искали2. Тогда же официально были зарегистриро-
ваны в органах службы занятости в качестве безработных 1,8 млн.че-
ловек, или 2,5 процента экономически активного населения. Всего на
учете в органах службы занятости состояло 2,1 млн.человек. Кроме
того, в январе-сентябре 1998 года 3,7 млн.человек (8,6 процента
среднесписочной численности) работали в режиме неполной рабочей не-
дели (дня), а вынужденные административные отпуска имели 4,2
млн.человек (9,6 процента среднесписочной численности).
Проблема обеспечения занятости населения на Дальнем Востоке
отличается особой остротой и своеобразием. По данным Министерства
труда и социального развития Российской Федерации3 численность без-
работных на Дальнем Востоке в сентябре 1998 года составила 124,6
тыс.человек. 146,6 тыс.человек не имели занятия, но активно его ис-
кали. При этом заявленная предприятиями потребность в работниках
составила всего 13781 человек.
Занятость населения на Дальнем Востоке, по большому счету,
всегда носила и продолжает носить очаговый характер. Изначально не-
рациональное территориальное размещение производительных сил пов-
лекло за собой в условиях макроэкономического кризиса усугубление
социальной обстановки в местностях, испытывающих пресыщенный спрос
на рабочую силу. Сегодняшний день городов Амурска и Партизанска,
сельских поселений в долине реки Амур характеризуется высоким уров-
нем преступности, резкой дифференциацией доходов и все более преоб-
ладающей бедностью.
Согласимся, что чем более гибкой становится экономика, тем бо-
лее обычным явлением там становится ликвидация рабочих мест или да-
же целых предприятий и отраслей. Безусловно также, что экономичес-
кий рост является главной гарантией от продолжительной массовой
безработицы.4 В то же время, без кардинальных усилий по стабилиза-
ции положения на рынке труда безработица и неполная занятость могут
оказаться тем непреодолимым препятствием, которое еще долго будет
сдерживать развитие российской экономики.
В последнее время в научной литературе приобрели актуальность
исследования роли государства в обеспечении занятости населения.5
Оставаясь убежденными сторонниками рыночных преобразований, мы тоже
склоняемся к мнению о необходимости государственного регулирования
рынка труда, в том числе плановыми, программно-целевыми методами.
Федеральная целевая программа экономического и социального
развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 годы содержит
целый ряд мероприятий по сдерживанию роста открытой безработицы и
неполной занятости, а также по упорядочению внутренней и внешней
трудовой миграции на Дальнем Востоке, которые могут оказать содейс-
твие занятости и закреплению здесь населения.6 Большое внимание
вопросам миграции, в том числе временной трудовой миграции в соот-
ветствии с межрегиональными договорами, и развитию ипотечного жи-
лищного кредитования, позволяющего сформировать реальный рынок
жилья и повысить территориальную мобильность рабочей силы, а значит
предотвратить рост социальной напряженности в регионах с высоким
уровнем безработицы, уделяется также в Комплексной программе по
созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 годы, утвержденной
Указом Президента Российской Федерации от 23.05.96 N 768.
Территориальная мобильность является для нас показателем под-
вижности, характеристикой деятельного участия и заинтересованности
человека трудоспособного возраста в поиске работы. Хотя мы не иск-
лючаем, что смена местоположения человека в пространстве может и не
повлечь изменения его социального статуса, однако предпочитаем
склоняться к обратной точке зрения, поскольку территориальная мо-
бильность в действительности обусловливает неизбежное изменение
числа и характера социальных связей индивида, особенно когда трудо-
вая мотивация сыграла решающую роль в побуждении его к перемене
места жительства. В этой связи считаем, что устойчивое развитие
Дальнего Востока и рост благосостояния его населения невозможны,
прежде всего, без освобождения, раскрепощения труда, без создания
предпосылок для беспрепятственной миграции трудовых ресурсов из
депрессивных и, как правило, трудоизбыточных местностей в местности
с более благоприятными условиями проживания и жизнедеятельности.
Повышение территориальной мобильности может быть вызвано мно-
жеством объективных и субъективных факторов, но прежде всего - нуж-
дой, то есть неудовлетворенностью человека своим материальным поло-
жением, а также, как мы ее называем, - страстью к перемене мест. К
числу факторов, сдерживающих территориальную мобильность, мы отно-
сим имущественную и психическую привязанность человека к месту сво-
его жительства, трудности с его обоснованием на новом месте и не-
развитость путей и средств сообщения. О силе сдерживающих факторов
говорит хотя бы то обстоятельство, что если перемена места работы и
была второй по распространенности (после семейных обстоятельств)
причиной миграции в середине 90-х годов, безработица или невозмож-
ность заниматься предпринимательской деятельностью и сельским хо-
зяйством все еще оказывали слабое влияние на миграционное поведе-
ние.7
По нашему глубокому убеждению, первоочередным направлением го-
сударственной политики содействия занятости населения на Дальнем
Востоке должны стать организация и финансирование развития здесь
путей и средств сообщения. Категорически не разделяя идеологии и
методов фашизма, тем не менее подчеркнем, что одним из источников
экономического роста в Германии 30-х годов было строительство дорог
и вовлечение незанятого населения в общественные работы. Установле-
ние на Дальнем Востоке сообщения в пространстве способами, альтер-
нативными традиционным, к тому же вполне способно привести к сниже-
нию себестоимости грузовых и пассажирских перевозок. Комплексному
решению проблемы, на наш взгляд, может способствовать также приня-
тие федерального закона, которым, наряду с предоставлением субсидий
гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера, устанавливался бы
статус и гарантии государственной поддержки так называемой "зоны
оседлости" в южных районах Дальнего Востока, кроме всего прочего
граничащих с Китаем.
1 Социально-экономическое положение России. Январь-октябрь 1998 го-
да. Вып. X. - М.: Госкомстат, 1998. - С. 271, 275, 281.
2 в соответствии с методологией Международной Организации Труда они
классифицируются как безработные
3 Социально-экономическое положение России. Январь-октябрь 1998 го-
да. Вып. X. - М.: Госкомстат, 1998. - С. 386, 388.
4 Корнаи Я. Путь к свободной экономике: (Страстное слово в защиту
экономических преобразований). - М.: Экономика, 1990. - С.
133-134.
5 См. например: Чижова Л. Россия: основные приоритеты политики за-
нятости // Проблемы теории и практики управления. - 1996. - N 2. -
С. 80-84; Заславский И. К характеристике труда в современной Рос-
сии // Вопросы экономики. - 1997. - N 2. - С. 76-91; Четвернина Т.
Положение безработных и государственная политика на рынке труда //
Там же. - С. 102-113; Заславский И. К новой парадигме рынка труда
// Вопросы экономики. - 1998. - N 2. - С. 83-95; Семенов А. Прио-
ритеты политики занятости в России // Проблемы теории и практики
управления. - 1998. - N 3. - С. 72-76; Социальные приоритеты и ме-
ханизмы экономических преобразований в России // Вопросы экономи-
ки. - 1998. - N 6. - С. 30-35.
6 Ишаев В.И. Экономическая реформа в регионе: тенденции развития и
регулирование. - Владивосток: Дальнаука, 1998. - С. 34.
7 Чудиновских О.С. Причины миграции в России // Проблемы прогнози-
рования. - 1998. - N 5. - С. 129-130.