Мобильность трудовых ресурсов Дальнего Востока: на острие проблемы
Для каждого данного общества человеческий труд является пер- вичным необходимым условием его существования. Обществу должно быть совершенно безразлично наличие или отсутствие природных ресурсов в местах его обитания, когда природа служит людям лишь предметом со- зерцания, источником эстетического наслаждения. Образно говоря, природа мертва, если человек собственными усилиями не преобразует ее для целей социального развития. Только труд, эта ежедневная кро- потливая работа по приспособлению окружающей среды к потребностям человека, может обеспечить его личное благосостояние, благосостоя- ние его семьи и общества в целом. К несчастью, в реальной социально-экономической ситуации об- щество оказалось не в состоянии предоставить человеку возможность полноценной реализации его способностей к труду. По оценке Госкомс- тата России1 численность экономически активного населения к концу октября 1998 года составила 72,6 млн.человек, или около 49 процен- тов от общей численности населения страны, в их числе 64,2 млн.че- ловек, или 88,4 процента экономически активного населения были за- няты в экономике и 8,4 млн.человек (11,6 процента) не имели заня- тия, но активно его искали2. Тогда же официально были зарегистриро- ваны в органах службы занятости в качестве безработных 1,8 млн.че- ловек, или 2,5 процента экономически активного населения. Всего на учете в органах службы занятости состояло 2,1 млн.человек. Кроме того, в январе-сентябре 1998 года 3,7 млн.человек (8,6 процента среднесписочной численности) работали в режиме неполной рабочей не- дели (дня), а вынужденные административные отпуска имели 4,2 млн.человек (9,6 процента среднесписочной численности). Проблема обеспечения занятости населения на Дальнем Востоке отличается особой остротой и своеобразием. По данным Министерства труда и социального развития Российской Федерации3 численность без- работных на Дальнем Востоке в сентябре 1998 года составила 124,6 тыс.человек. 146,6 тыс.человек не имели занятия, но активно его ис- кали. При этом заявленная предприятиями потребность в работниках составила всего 13781 человек. Занятость населения на Дальнем Востоке, по большому счету, всегда носила и продолжает носить очаговый характер. Изначально не- рациональное территориальное размещение производительных сил пов- лекло за собой в условиях макроэкономического кризиса усугубление социальной обстановки в местностях, испытывающих пресыщенный спрос на рабочую силу. Сегодняшний день городов Амурска и Партизанска, сельских поселений в долине реки Амур характеризуется высоким уров- нем преступности, резкой дифференциацией доходов и все более преоб- ладающей бедностью. Согласимся, что чем более гибкой становится экономика, тем бо- лее обычным явлением там становится ликвидация рабочих мест или да- же целых предприятий и отраслей. Безусловно также, что экономичес- кий рост является главной гарантией от продолжительной массовой безработицы.4 В то же время, без кардинальных усилий по стабилиза- ции положения на рынке труда безработица и неполная занятость могут оказаться тем непреодолимым препятствием, которое еще долго будет сдерживать развитие российской экономики. В последнее время в научной литературе приобрели актуальность исследования роли государства в обеспечении занятости населения.5 Оставаясь убежденными сторонниками рыночных преобразований, мы тоже склоняемся к мнению о необходимости государственного регулирования рынка труда, в том числе плановыми, программно-целевыми методами. Федеральная целевая программа экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 годы содержит целый ряд мероприятий по сдерживанию роста открытой безработицы и неполной занятости, а также по упорядочению внутренней и внешней трудовой миграции на Дальнем Востоке, которые могут оказать содейс- твие занятости и закреплению здесь населения.6 Большое внимание вопросам миграции, в том числе временной трудовой миграции в соот- ветствии с межрегиональными договорами, и развитию ипотечного жи- лищного кредитования, позволяющего сформировать реальный рынок жилья и повысить территориальную мобильность рабочей силы, а значит предотвратить рост социальной напряженности в регионах с высоким уровнем безработицы, уделяется также в Комплексной программе по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23.05.96 N 768. Территориальная мобильность является для нас показателем под- вижности, характеристикой деятельного участия и заинтересованности человека трудоспособного возраста в поиске работы. Хотя мы не иск- лючаем, что смена местоположения человека в пространстве может и не повлечь изменения его социального статуса, однако предпочитаем склоняться к обратной точке зрения, поскольку территориальная мо- бильность в действительности обусловливает неизбежное изменение числа и характера социальных связей индивида, особенно когда трудо- вая мотивация сыграла решающую роль в побуждении его к перемене места жительства. В этой связи считаем, что устойчивое развитие Дальнего Востока и рост благосостояния его населения невозможны, прежде всего, без освобождения, раскрепощения труда, без создания предпосылок для беспрепятственной миграции трудовых ресурсов из депрессивных и, как правило, трудоизбыточных местностей в местности с более благоприятными условиями проживания и жизнедеятельности. Повышение территориальной мобильности может быть вызвано мно- жеством объективных и субъективных факторов, но прежде всего - нуж- дой, то есть неудовлетворенностью человека своим материальным поло- жением, а также, как мы ее называем, - страстью к перемене мест. К числу факторов, сдерживающих территориальную мобильность, мы отно- сим имущественную и психическую привязанность человека к месту сво- его жительства, трудности с его обоснованием на новом месте и не- развитость путей и средств сообщения. О силе сдерживающих факторов говорит хотя бы то обстоятельство, что если перемена места работы и была второй по распространенности (после семейных обстоятельств) причиной миграции в середине 90-х годов, безработица или невозмож- ность заниматься предпринимательской деятельностью и сельским хо- зяйством все еще оказывали слабое влияние на миграционное поведе- ние.7 По нашему глубокому убеждению, первоочередным направлением го- сударственной политики содействия занятости населения на Дальнем Востоке должны стать организация и финансирование развития здесь путей и средств сообщения. Категорически не разделяя идеологии и методов фашизма, тем не менее подчеркнем, что одним из источников экономического роста в Германии 30-х годов было строительство дорог и вовлечение незанятого населения в общественные работы. Установле- ние на Дальнем Востоке сообщения в пространстве способами, альтер- нативными традиционным, к тому же вполне способно привести к сниже- нию себестоимости грузовых и пассажирских перевозок. Комплексному решению проблемы, на наш взгляд, может способствовать также приня- тие федерального закона, которым, наряду с предоставлением субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера, устанавливался бы статус и гарантии государственной поддержки так называемой "зоны оседлости" в южных районах Дальнего Востока, кроме всего прочего граничащих с Китаем.
1 Социально-экономическое положение России. Январь-октябрь 1998 го- да. Вып. X. - М.: Госкомстат, 1998. - С. 271, 275, 281. 2 в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные 3 Социально-экономическое положение России. Январь-октябрь 1998 го- да. Вып. X. - М.: Госкомстат, 1998. - С. 386, 388. 4 Корнаи Я. Путь к свободной экономике: (Страстное слово в защиту экономических преобразований). - М.: Экономика, 1990. - С. 133-134. 5 См. например: Чижова Л. Россия: основные приоритеты политики за- нятости // Проблемы теории и практики управления. - 1996. - N 2. - С. 80-84; Заславский И. К характеристике труда в современной Рос- сии // Вопросы экономики. - 1997. - N 2. - С. 76-91; Четвернина Т. Положение безработных и государственная политика на рынке труда // Там же. - С. 102-113; Заславский И. К новой парадигме рынка труда // Вопросы экономики. - 1998. - N 2. - С. 83-95; Семенов А. Прио- ритеты политики занятости в России // Проблемы теории и практики управления. - 1998. - N 3. - С. 72-76; Социальные приоритеты и ме- ханизмы экономических преобразований в России // Вопросы экономи- ки. - 1998. - N 6. - С. 30-35. 6 Ишаев В.И. Экономическая реформа в регионе: тенденции развития и регулирование. - Владивосток: Дальнаука, 1998. - С. 34. 7 Чудиновских О.С. Причины миграции в России // Проблемы прогнози- рования. - 1998. - N 5. - С. 129-130.