СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КАК
                           ВОПРОС МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ
По своей сути, местное самоуправление в Российской Федерации представляет собой признаваемую и гарантируемую Конституцией России самостоятельную деятельность населения по решению вопросов местного значения, которая может осуществляться населением непосредственно под свою ответственность, исходя из его интересов, исторических и иных местных традиций, или через органы местного самоуправления. К вопросам местного значения относятся те вопросы непосредственного обеспечения населения муниципального образования, которые отнесены к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конс- титуцией России, Федеральным законом от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об об- щих принципах организации местного самоуправления в Российской Фе- дерации" и законами субъектов Российской Федерации. Федеральным законом (ст. 6, ч. 2, п. 28) в число вопросов местного значения включено содействие занятости населения. При этом, на протяжении последнего десятилетия наука муниципального права с переменным интересом обращалась к проблеме содействия заня- тости населения как решению вопроса местного значения, но пока не пришла к ее однозначному пониманию. В одном из первых учебников (Фадеев В.И. Муниципальное право России. - М.: Юрист, 1994. - С. 129-130) отмечалось, что проблемы обеспечения социальной защиты в области занятости населения выдви- нул перед органами местного самоуправления переход к рыночной эко- номике. Эту функцию органы местного самоуправления осуществляют, основываясь на Законе Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", в тесной связи с центрами занятости населе- ния в районах и городах, которые выступают территориальными подраз- делениями Федеральной государственной службы занятости населения. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции призва- ны обеспечить: поддержку трудовой и предпринимательской активности граждан; проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы; поощрение работодателей, создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испыты- вающих трудности в поиске работы. Органы местного самоуправления могут разрабатывать и осущест- влять специальные программы повышения уровня занятости населения. Основные принципы взаимодействия работодателей, профсоюзов и мест- ной администрации (городской, районной) в условиях массового высво- бождения работников устанавливает Положение об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения, утверж- денное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 фев- раля 1993 года, в соответствии с которым местная администрация ко- ординирует осуществление программ переобучения и переподготовки высвобождаемых работников; осуществляет посредническую роль при ре- шении конфликтных ситуаций между администрацией и профсоюзами на предприятиях, проводящих массовое высвобождение работников; разра- батывает мероприятия по содействию занятости в условиях массового высвобождения, в том числе по организации временной занятости, раз- витию общественных работ и т.д. Органы местного самоуправления по предложению службы занятости и профсоюзных органов могут приоста- навливать на срок до шести месяцев решение работодателей о массовом высвобождении. Во все еще остающемся самым распространенным в России издании Комментария к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" проблема содействия занятости населения как решение вопроса местного значения, напро- тив, была сведена к тому, что "в Челябинской области реализуется план развития общественных работ, подготовленный Комитетом экономи- ки и другими областными органами совместно с администрацией городов и районов. Он "питается" средствами предприятий, городских и район- ных бюджетов. Тем самым на местах оперативно создаются и сохраняют- ся рабочие места, стимулируются в этих целях работодатели. Развива- ются производства, где применяются различные режимы занятости жен- щин". (Комментарий к Федеральному закону "Об общих принципах орга- низации местного самоуправления в Российской Федерации". - М.: Из- дательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999. - С. 36) Складывается впечатление, что остается только вместе с авторс- ким коллективом комментария (между прочим, под руководством доктора юридических наук, профессора Ю.А.Тихомирова) порадоваться за жен- щин, проживающих в Челябинской области. Однако, на самом деле, проблема содействия занятости населения как решение вопроса местно- го значения оказывается намного серьезней, чем это может показаться при подобном поверхностном ее рассмотрении. В частности, М.А.Васильев, изучая в рамках проекта "Социаль- но-экономическое развитие местных сообществ: теория, практика и перспективы в современной России", реализуемого Институтом муници- пального управления, нормативно-правовую базу, регулирующую вопросы социально-экономического развития муниципальных образований в Рос- сийской Федерации (см. Муниципальное право. - 1999. - N 3), спра- ведливо указывал на следующие обстоятельства: 1. Закон Российской Федерации "О занятости населения в Рос- сийской Федерации" устанавливает, с точки зрения политики занятос- ти, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федера- ции, органы местного самоуправления по предложению и при участии органов службы занятости организуют в целях обеспечения временной занятости населения проведение оплачиваемых общественных работ в организациях, находящихся в их собственности, и по договорам - в других организациях (ст. 24). Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 6, ч. 2, п. 28) к вопросам местного значения относит "содействие заня- тости населения", тем самым полномочия органов местного самоуправ- ления, установленные Законом Российской Федерации "О занятости на- селения в Российской Федерации", можно рассматривать как уточняющие указанное "содействие". Это означает, что у органов местного само- управления едва ли существует право требовать возмещения за счет средств бюджета Государственного фонда занятости осуществленных ими расходов на "содействие занятости населения", хотя в целом политика занятости в Российской Федерации является предметом государственно- го ведения. 2. К собственным полномочиям органов местного самоуправления в области занятости относятся следующие: решениями органов местного самоуправления могут предусматри- ваться дополнительные или уточняющие, не противоречащие Закону Рос- сийской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", условия и порядок выплаты пособия по безработице, прохождения без- работными перерегистрации, уточнения определения подходящей работы, усиливающие социальную защищенность граждан, включая продление сро- ков выплаты и увеличение размеров пособия по безработице, вознаг- раждения за труд на оплачиваемых общественных работах; в случаях массового высвобождения работников и затруднений в их дальнейшем трудоустройстве органы местного самоуправления по предложению органов службы занятости, профсоюзных органов или иных представительных органов работников могут приостановить на срок до шести месяцев решение о высвобождении работников или принять реше- ние о проведении поэтапного их высвобождения в течении года, осу- ществляя финансирование данных мероприятий за счет средств местных бюджетов; организация, по предложению и при участии органов службы заня- тости в целях обеспечения временной занятости населения, проведения оплачиваемых общественных работ в организациях, находящихся в их собственности, и по договорам - в других организациях. 3. Кодекс Законов о труде Российской Федерации закрепляет пра- во органов местного самоуправления осуществлять квотирование рабо- чих мест для трудоустройства молодежи. В соответствии со статьей 181 Кодекса Законов о труде Российской Федерации работодатель обя- зан принимать на работу выпускников общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, а также лиц моложе 18 лет, особо нуждающихся в соци- альной защите и испытывающих трудности в поисках работы (сирот, вы- пускников детских домов и др.), направляемых органами государствен- ной службы занятости в порядке трудоустройства, в счет квоты, уста- навливаемой органами местного самоуправления. В качестве примера М.А.Васильев приводит постановление Мэра города Благовещенска от 07.02.1996 N 379 "О квотировании рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для лиц, нуждающихся в социальной защи- те" (вместе с "Условиями и порядком квотирования рабочих мест"). 4. Наконец, в соответствии со статьей 24 Закона Российской Фе- дерации "О занятости населения в Российской Федерации" постановле- нием Правительства Российской Федерации от 14.07.1997 N 875 утверж- дено Положение об организации общественных работ. М.А.Васильев, к сожалению, не раскрывает его содержания. Хотя, стоит отметить, что автор видимо не ставил перед собой цели специального исследования данного вопроса. Поэтому, одно только его обращение к проблеме со- действия занятости населения как решению вопроса местного значения, заслуживает высокой оценки. Отсутствие единой точки зрения по данной проблеме рано или поздно, но все равно бы привело науку муниципального права к необ- ходимости изучения вопроса о том, что же, в действительности, сле- дует понимать под содействием занятости населения, как вопросом местного значения. Естественно, что содействие занятости населения прежде всего является направлением общенациональной политики. Каждый гражданин, независимо от места жительства, имеет право на защиту от безработи- цы, установленное статьей 37 Конституции России. Законом Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российс- кой Федерации" провозглашено (ст. 5), что государство проводит по- литику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Государственная политика в области содействия занятости населения подразумевает, в том числе, сочета- ние самостоятельности органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения с согласованностью их действий при реализации федеральных программ содействия занятости населения с действиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления участвуют в осуществлении раз- работки и реализации государственной политики в области содействия занятости населения совместно с органами службы занятости (ст. 15, ч. 4). В соответствии с Положением о Департаменте Федеральной госу- дарственной службы занятости населения (территориальном органе Ми- нистерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости населения) от 14 августа 1998 года органы мест- ного самоуправления должны в установленном порядке предоставлять органам службы занятости материалы, необходимые для разработки программ занятости населения и выполнения своих функций. В Хаба- ровском крае местные администрации обязаны также информировать ор- ганы службы занятости о количественном и профессиональном составе прибывающих на учет лиц, оставшихся без попечения родителей, являю- щихся выпускниками образовательных учреждений всех типов (статья 2 Закона Хабаровского края от 01.02.1995 N 1 "О социальной адаптации лиц, оставшихся без попечения родителей, выпускников образователь- ных учреждений всех типов"). Со своей стороны, органы службы заня- тости должны координировать свою деятельность на территориях го- родских, сельских поселений и на других территориях с деятельностью соответствующих органов местного самоуправления в пределах их ком- петенции (часть 3 статьи 15 закона о занятости). Согласно упомяну- тому выше Положению, мнение соответствующего органа местного само- управления должно быть учтено при принятии руководителем Департа- мента решения об увеличении или уменьшении количества его филиалов. В соответствии со статьей 4 закона о занятости соответствующим органом местного самоуправления с учетом развития сети общественно- го транспорта в данной местности определяется максимальная удален- ность подходящей работы от места жительства безработного. Закон о занятости (ст. 7, ч. 3) наделяет также органы местного самоуправления правом предусматривать в собственных решениях иные не противоречащие закону условия и порядок выплаты пособия по без- работице, прохождения безработными перерегистрации, уточнения при- веденного в статье 4 закона определения подходящей работы, усилива- ющие социальную защищенность граждан. При этом, указание на то, что продление сроков выплаты и увеличение размеров пособия по безрабо- тице, вознаграждения за труд на оплачиваемых общественных работах, а также стипендии в период обучения производится за счет средств субъектов Российской Федерации, не означает, что органы местного самоуправления не вправе производить соответствующие денежные вып- латы за счет собственных средств. Органы местного самоуправления, безусловно, могут устанавливать более продолжительные сроки выплаты пособий или предусматривать условия продления их выплаты за счет средств местных бюджетов (ст. 31, ч. 7). В случаях массового высвобождения работников и затруднений в их дальнейшем трудоустройстве органы местного самоуправления по предложению органов службы занятости, профсоюзных органов или иных представительных органов работников могут приостанавливать на срок до шести месяцев решение о высвобождении работников или принять ре- шение о проведении поэтапного их высвобождения в течение года, осу- ществляя финансирование данным мероприятий за счет средств местного бюджета (ст. 7, ч. 4). Как уже ранее отмечалось, в соответствии с Кодексом Законов о труде Российской Федерации органами местного самоуправления может быть установлена квота для трудоустройства работодателями выпускни- ков общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений на- чального и среднего профессионального образования, а также лиц мо- ложе 18 лет, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поисках работы (сирот, выпускников детских домов, де- тей, оставшихся без попечения родителей, и др.) (см. также статью 25 закона о занятости). Рекомендации по квотированию рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для лиц, особо нужда- ющихся в социальной защите были утверждены постановлением Минис- терства труда Российской Федерации от 06.02.1995 N 9. Законом Хабаровского края от 28.04.1999 N 119 "О квотировании рабочих мест для инвалидов и лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы в Хабаровском крае" органам местного самоуправления предоставлено также право на уста- новление квоты для приема на работу молодежи в возрасте до 18 лет (сиротам, выпускникам детских домов, детям из семей, в которых оба родителя являются инвалидами или признаны в установленном порядке безработными, детям из малообеспеченных семей), получившей началь- ное профессиональное образование, подросткам из малообеспеченных семей, достигшим 15-летнего возраста, оставившим образовательное учреждение до получения основного общего образования и впервые ищу- щим работу, а также лицам, освобожденным из мест лишения свободы. Порядок квотирования рабочих мест для инвалидов и лиц, особо нужда- ющихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы в Хабаровском крае регламентируется Положением, утвержденным поста- новлением Главы администрации Хабаровского края от 09.08.1999 N 297. В Хабаровском крае продолжает также действовать решение малого Совета Хабаровского краевого Совета народных депутатов от 18.08.1993 N 155 "О квотировании рабочих мест на предприятиях, уч- реждениях и организациях для лиц, нуждающихся в социальной защите", отчасти противоречащее положениям перечисленных выше нормативных правовых актов. Органами местного самоуправления в соответствии с Законом Ха- баровского края от 24.12.1999 N 175 "Об основах молодежной политики в Хабаровском крае" (ст. 11, ч. 4) создаются молодежные биржи тру- да, деятельность которых регулируется типовым положением, утвержда- емым администрацией Хабаровского края. В соответствии с Законом Российской Федерации от 06.07.1991 N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" (ст.ст. 53, 64, 75) городские, районные, поселковые и сельские администра- ции в области социальной защиты организуют с целью обеспечения за- нятости населения общественные оплачиваемые работы по благоустройс- тву, строительству и ремонту дорог, зданий, сооружений и тому по- добного за счет средств местного бюджета, внебюджетных фондов и привлеченных средств. Согласно статьи 24 закона о занятости, опла- чиваемые общественные работы проводятся органами местного самоуп- равления в целях обеспечения временной занятости населения в орга- низациях, находящихся в их собственности, и по договорам - в других организациях. Законом о занятости не предусмотрено прямое финанси- рование общественных работ за счет средств местных бюджетов, что, по всей видимости, могло бы привести к конфликту правовых норм. Од- нако, как следует из смысла Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 32, ч. 1), органы местного самоуправления, вступая в отношения с организациями, не находящимися в муниципальной собственности, долж- ны строить их на основании договоров. Хотя Федеральный закон не оговаривает ни предмета, ни формы таких договоров, исходя из смысла статьи 33 Федерального закона и Положения об организации обществен- ных работ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.1997 N 875, орган местного самоуправления высту- пает в данном случае с муниципальным заказом, а значит, выполнение таких работ должно производиться с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств местного самоуправления. Помимо всего прочего, городские и районные администрации раз- рабатывают и реализуют программы повышения уровня занятости населе- ния. В частности, в рамках программ поддержки предпринимательства, которые должны разрабатываются органами местного самоуправления в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российс- кой Федерации", должны предусматриваться расходы на организацию обучения незанятого населения основам предпринимательской деятель- ности (пункт 2.1 Положения об организации обучения незанятого насе- ления основам предпринимательской деятельности, утвержденного при- казом Федеральной службы занятости от 18.04.96 N 93). Отметим, что положение, аналогичное норме Федерального закона, включившего в число вопросов местного значения содействие занятости населения, содержится также в пункте 27 части 1 статьи 31 Закона Хабаровского края от 29.05.1996 N 48 "Об организации местного само- управления в Хабаровском крае". (Законы Хабаровского края. - Т. 1: (1994-1999). - Хаб.: Изд. Законодательной Думы Хабаровского края, 1999. - С. 619) Наряду с этим, краевым законом установлено, что органы местно- го самоуправления принимают участие в решении отдельных вопросов государственного значения, к числу которых относятся (ст. 32): за- щита прав и свобод человека и гражданина, организация занятости на- селения. При этом, выполнение органами местного самоуправления пе- реданных им в установленном порядке государственных полномочий должно обеспечиваться необходимыми материальными и финансовыми средствами. В русском языке слово "содействие" означает деятельное участие в чьих-нибудь делах с целью облегчить, помочь, а также поддержку в какой-нибудь деятельности. Со своей стороны, "организация" - это все равно, что подготовка, налаживание, объединение кого- или че- го-либо для какой-нибудь цели, а также упорядочение чего-нибудь. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - 3-е изд., стереотипное. - М.: АЗЪ, 1995. - С. 449-450, 732) Казалось бы, значения обоих слов являются родственными и не содержат принципиальной разницы. Однако очевидно, что термины "со- действие занятости населения" и "организация занятости населения" все-таки имеют существенное и значимое отличие друг от друга. Пра- вильное понимание этого отличия необходимо для решения вопроса о том, в каком случае государство должно возместить органам местного самоуправления выполнение переданных им государственных полномочий, а в каком не обязано этого делать. В частности, правовая позиция Верховного Суда Российской Феде- рации по данному вопросу была выражена в решении судебной коллегии по гражданским делам при рассмотрении кассационной жалобы на реше- ние Алтайского краевого суда о признании недействительными статьи 5 Закона Алтайского края "О бюджете государственного фонда занятости населения Алтайского края на 1997 год" и пункта 5 постановления Ал- тайского краевого Законодательного собрания от 28.04.1997 N 135 "О Законе Алтайского края "О бюджете государственного фонда занятости населения Алтайского края на 1997 год" и заключалась в следующем. В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 6, ч. 2, п. 28) вопросы содействия занятости населения отнесены к ведению муни- ципальных образований наряду с вопросами обеспечения его социальной поддержки. Исходя из закрепленного в Конституции России (ст. 130, ч. 1) принципа самостоятельного решения населением вопросов местно- го значения, расходы на выполнение местных социальных программ (сверх утвержденного бюджета государственного фонда занятости насе- ления на отчетный год) должны производиться за счет собственных средств местного самоуправления. Следовательно, государство обязано возместить органам местного самоуправления расходы лишь на те мероприятия в области содействия занятости населения, которые не являются расходами, сопряженными с необходимостью финансирования содействия занятости населения, как вопроса местного значения. Повсеместное возложение на органы местного самоуправления воп- росов содействия занятости населения, конечно, не отражает особен- ностей экономического развития каждого муниципального образования в Российской Федерации. Различие экономических условий жизнедеятельности муниципальных образований проявляется не только в типе или месторасположении того или иного населенного пункта, не только в развитости его инфраст- руктуры или близости к путям сообщения, но и по причине наличия множества других факторов. Например, специалистами органов службы занятости уже на протя- жении длительного времени высказывается отчасти обоснованное мнение о том, что сельское население нельзя признавать безработным, даже в условиях формального отсутствия трудовой занятости в сельской мест- ности. Если жители городов, стесненные производственной и транс- портной инфраструктурой мегаполиса, в большинстве своем, способны извлекать средства существования только путем реализации своей ра- бочей силы (причем, вследствие этой зависимости, они обычно вынуж- дены совершать неравноценные сделки с работодателем, когда их зара- боток явно не соответствует трудовому вкладу), то сельское населе- ние, напротив, имеет возможность самостоятельно удовлетворять инди- видуальные первичные потребности в пище, крове и тепле. Крестьяне, владеющие земельным участком, элементарными орудиями труда и сель- скохозяйственными животными, в состоянии обеспечить себя работой, не вступая в трудовые отношения со сторонними лицами. Все это означает, что актуальность проблем трудовой занятости населения в каждом данном муниципальном образовании может зависеть от исторически сложившегося характера хозяйственной деятельности на его территории, профессиональной подготовки работоспособного насе- ления, его самостоятельной активности. Широко известно также, что население депрессивных экономических районов, например, с гораздо меньшим энтузиазмом воспринимает перспективы смены места жительства или, допустим, изменения рода занятий. Это парадоксальное и трудно- объяснимое явление, но психологически людям выходит проще привык- нуть жить в бедности и стеснении, чем предпринять усилия по облег- чению сложной жизненной ситуации. Таким образом, в силу действия объективных экономических при- чин, специфический характер трудовой занятости населения складыва- ется в каждом населенном пункте совершенно обособленно, что накла- дывает отпечаток на широкое своеобразие методов решения проблем местных сообществ. В конечном же счете, чем сплоченнее оказывается население в решимости преодолеть стоящие перед ним трудности, тем легче ему находить их позитивное и взвешенное решение. Исходя из вышеизложенного, проблема содействия занятости насе- ления как решение вопроса местного значения может быть сведена к проблеме разграничения полномочий в области содействия занятости населения между федеральными органами государственной власти, орга- нами государственной власти субъектов Российской Федерации и орга- нами местного самоуправления. При этом, произвести такое разграни- чение можно только в той мере, насколько может быть установлено, что каждая из этих сторон выполняет здесь лишь свойственные, прису- щие лишь лично ей функции. К собственным полномочиям органов местного самоуправления в области содействия занятости населения относятся: 1. Определение максимальной удаленности подходящей работы от места жительства безработного с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности. Реализация данного полномочия не влечет необходимости финансирования дополнительных расходов из местного бюджета. 2. Приостановление на срок до шести месяцев решения о высво- бождении работников или принятие решения о проведении поэтапного их высвобождения в течение года в случаях массового высвобождения ра- ботников и затруднений в их дальнейшем трудоустройстве. Органы местного самоуправления вправе принимать такие решения по предложе- нию органов службы занятости, профсоюзных органов или иных предста- вительных органов работников. Финансирование данных мероприятий осуществляется за счет средств местного бюджета. 3. Ассигнование средств из местного бюджета на финансирование мероприятий по содействию занятости населения (участие в формирова- нии фонда занятости). Средства фонда занятости, формируемые за счет ассигнований из местных бюджетов, освобождаются от налогообложения в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах. 4. Установление более продолжительных сроков выплаты пособий по безработице по сравнению с предусмотренными законом или условий продления их выплаты за счет средств местного бюджета. 5. Разработка и реализация муниципальных целевых программ со- действия занятости населения за счет средств местного бюджета. 6. Разработка и реализация муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства, предусматривающих меры по вовлечению в предпринимательскую деятельность социально незащищен- ных слоев населения (в том числе инвалидов, женщин, молодежи, уво- ленных в запас (отставку) военнослужащих, безработных, беженцев и вынужденных переселенцев, лиц, вернувшихся из мест заключения), включая организацию обучения незанятого населения основам предпри- нимательской деятельности за счет средств местного бюджета. 7. Установление квоты для приема на работу выпускников общеоб- разовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, а также лиц моложе 18 лет, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (сирот, выпускников детских домов, детей, оставшихся без попечения родителей, и других). Предоставление льгот для рабо- тодателей, выделяющих или создающих за счет собственных средств ра- бочие места лицам, особо нуждающимся в социальной защите и испыты- вающим трудности в поиске работы. Создание за счет средств местных бюджетов и внебюджетных фондов целевых фондов для финансирования мероприятий по оказанию содействия занятости лицам, особо нуждаю- щимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы. 8. Предоставление вынужденному переселенцу полного перечня на- селенных пунктов, рекомендуемых для постоянного проживания, инфор- мации об условиях проживания и о возможности трудоустройства в этих населенных пунктах. Содействие вынужденным переселенцам в организа- ции компактных поселений, в строительстве жилья, создании инженер- ной, социальной инфраструктуры и рабочих мест в местах компактных поселений. Оказание поддержки общественным объединениям, занимаю- щимся проблемами вынужденных переселенцев, в их деятельности по обустройству и в решении проблем занятости вынужденных переселенцев в виде целевого финансирования отдельных общественно-полезных прог- рамм по заявкам общественных объединений, заключения любых видов договоров, социального заказа на выполнение различных программ на конкурсной основе. Предоставление вынужденному переселенцу в случае его трудоустройства в сельской местности льгот, установленных зако- нодательством для лиц, переселяющихся в сельскую местность. 9. Обязательное предоставление семьям, заключившим договор о переселении в сельскую местность для постоянной работы, отдельного жилого дома (квартиры) с надворными постройками и приусадебным участком на условиях, предусмотренных договором. Выплата семьям пе- реселенцев за счет средств местных бюджетов дополнительных безвоз- мездных пособий, компенсация расходов по оплате суточных за время нахождения в пути. Предоставление семьям, переселившимся в сельскую местность, долгосрочной беспроцентной ссуды на хозяйственное обза- ведение. Учет в составе расходов на здравоохранение ассигнований на проведение медицинского освидетельствования граждан, переселяющихся в сельскую местность. Безвозмездное обеспечение семей переселенцев топливом по действующим нормам в течение первых двух лет после пе- реселения. Безвозмездная выдача семьям переселенцев для организации личного подсобного хозяйства домашнего скота, птицы и в течение первого года после переселения оказание помощи в приобретении кор- мов. Оплата за счет средств местного бюджета расходов на переезд и провоз имущества переселившихся работников и членов их семей к прежнему месту жительства или новому месту вселения при нарушении условий договора о переселении по вине органов местного самоуправ- ления. 10. Оказание поддержки участникам благотворительной деятель- ности, осуществляющим мероприятия по социальной реабилитации безра- ботных, в том числе в форме предоставления налоговых и иных льгот в пределах собственной компетенции, материально-технического обеспе- чения и субсидирования благотворительных организаций (включая пол- ное или частичное освобождение от оплаты услуг, оказываемых муници- пальными организациями, от платы за пользование муниципальным иму- ществом), финансирования на конкурсной основе благотворительных программ, разрабатываемых благотворительными организациями, разме- щения на конкурсной основе муниципальных социальных заказов, пере- дачи в собственность благотворительных организаций на бесплатной или льготной основе муниципального имущества в процессе его прива- тизации, осуществляемой в порядке, предусмотренном законодательст- вом. Создание в целях поддержки благотворительной деятельности, осуществления взаимодействия органов государственной власти, орга- нов местного самоуправления и благотворительных организаций советов (комитетов) по поддержке благотворительности, в состав которых мо- гут входить представители органов законодательной и исполнительной власти, благотворительных организаций, общественных организаций, общественные деятели. В свою очередь, к отдельным государственным полномочиям в об- ласти содействия занятости населения, которыми в соответствии с за- конодательством наделены органы местного самоуправления, относятся: 1. Установление иных не противоречащих законодательству усло- вий и порядка выплаты пособия по безработице, прохождения безработ- ными перерегистрации, уточнения определения подходящей работы, уси- ливающих социальную защищенность граждан, включая продление сроков выплаты и увеличение размеров пособия по безработице, вознагражде- ния за труд на оплачиваемых общественных работах, а также стипендии в период обучения. Соответствующие решения органов местного самоуп- равления принимаются органами местного самоуправления на основании положений законодательства субъектов Российской Федерации. Реализа- ция данного полномочия производится органами местного самоуправле- ния за счет средств субъектов Российской Федерации. 2. Организация по предложению и при участии органов службы за- нятости в целях обеспечения временной занятости населения проведе- ния оплачиваемых общественных работ в организациях, находящихся в муниципальной собственности, и по договорам - в других организаци- ях. Финансирование общественных работ производится за счет средств организаций, в которых организуются эти работы, и привлечения при необходимости средств субъектов Российской Федерации и фонда заня- тости. Организация общественных работ может также осуществляться за счет средств местного бюджета и внебюджетных фондов. Органы местно- го самоуправления вправе направлять в первоочередном порядке для организации общественных средств часть средств, полученных от при- ватизации муниципальных предприятий, продажи имущества предприя- тий-банкротов, за счет займов под долгосрочную аренду земли и нежи- лых помещений, других финансовых ресурсов, поступающих в местные бюджеты. 3. Осуществление контроля за реализацией программ занятости, разрабатываемых органами службы занятости, которые были рассмотре- ны, согласованы местной администрацией и утверждены представитель- ным органом местного самоуправления.
Навигация по сайту Лицевая страница Новости Сведения об авторе Комментарии Публикации Нормативные акты Ссылки Пресс-папье Мнение Разное