НОВОЕ В ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ О ЗАНЯТОСТИ
                НАСЕЛЕНИЯ И СТАРЫЕ ПРОБЛЕМЫ СУБЪЕКТОВ
                         РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Не так давно произошло событие, долгое время ожидавшееся в субъектах Российской Федерации, отчасти изменившее ранее господс- твовавшие представления о правовом положении человека на рынке тру- да и необходимых пределах государственной социальной помощи на слу- чай безработицы. Тем более удивительно, что пришлось оно на начало избирательной кампании, обычно знаменующихся всплесками необуздан- ной гуманности политических деятелей. В общем, Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 175-ФЗ наконец-то были внесены отдельные из- менения и дополнения в Закон Российской Федерации "О занятости на- селения в Российской Федерации". Прежде всего отметим, что теперь для граждан, уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безра- ботицы, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные дейс- твия, предусмотренные действующим законодательством, ранее занимав- шихся предпринимательской деятельностью, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) переры- ва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия, считается подходящей любая опла- чиваемая работа, отвечающая требованиям законодательства о труде, включая работу временного характера и общественные работы, незави- симо от того, требует или не требует она предварительной подготов- ки. Продолжительность выплаты пособия по безработице для граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность пос- ле длительного (более одного года) перерыва, уволенных за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные действующим законодательством, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия, продолжи- тельность выплаты пособия по безработице в каждом периоде безрабо- тице сокращена до 6 месяцев в суммарном исчислении в течение 12 ка- лендарных месяцев. При этом максимальная продолжительность выплаты пособия для этих категорий граждан не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев. В случае отказа граждан, впервые ищущих работу (ранее не рабо- тавших), не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобно- вить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволившихся по собственному желанию без уважительных при- чин более одного раза в течение одного года, предшествовавшего на- чалу безработицы, от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости по истече- нии трехмесячного периода безработицы им может быть приостановлена выплата пособия по безработицы на срок до трех месяцев. Та же участь грозит безработному в случае его явки на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотичес- ких средств или других одурманивающих веществ. Законом установлена предельная продолжительность выплаты посо- бия по безработице гражданину за счет средств фонда занятости, ко- торая не может превышать 24 календарных месяца в суммарном исчисле- нии в течение 36 календарных месяцев. Кроме того, со дня установления Правительством России величины прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1996 года N 134-ФЗ исчисление пособий по безработице, сти- пендий обучающимся по направлению органов службы занятости будет производиться в размерах, кратных величине прожиточного минимума. Несмотря на это, пристальное изучение закона отнюдь не дает нам основания восторгаться мудростью и расторопностью федерального законодателя. Наряду с общим и явным (в сравнении с ранее действо- вавшими) ужесточением правовых норм, регулирующих занятость населе- ния, закон все-таки содержит по крайней мере одну, но чрезвычайную глупость. Как известно, Законодательная Дума Хабаровского края, принимая 31 марта 1999 года в первом чтении проект Закона Хабаровского края "О занятости населения в Хабаровском крае", предусматривающий меры по обеспечению выплат пособий по безработице в условиях дефицита средств фонда занятости и преодолению критической ситуации на рынке труда, по большому счету действовала на собственный страх и риск, так как не имела фактических правовых оснований для установления в Хабаровском крае режима критической ситуации. Дополнение статьи 7 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Фе- дерации" нормой о наделении органов государственной власти субъек- тов Российской Федерации правом разрабатывать и реализовывать ме- роприятия по стабилизации положения на рынке труда в связи с ослож- нением ситуации, касающейся занятости населения на отдельных терри- ториях, казалось бы теперь предоставляет Хабаровскому краю полную свободу действий, в том числе по предупреждению массовых увольнений работников, сохранению существующих рабочих мест и созданию новых, организации временных и общественных работ, определению других кри- териев подходящей работы по сравнению с установленными статьей 4 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Фе- дерации", упрощенной регистрации (перерегистрации) безработных граждан, изменению порядка и условий назначения и выплаты пособия по безработице и стипендий. Однако, как это ни парадоксально, од- новременно сохраняет действие другая норма статьи 7, которая запре- щает субъектам Российской Федерации предусматривать в законодатель- стве противоречащие Закону Российской Федерации "О занятости насе- ления в Российской Федерации" условия и порядок выплаты пособия по безработице, прохождения безработными перерегистрации и уточнения приведенного в статье 4 определения подходящей работы. Таким обра- зом, федеральный законодатель, внося изменения и дополнения в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федера- ции", допустил прямое противоречие его положений. С этой точки зре- ния, субъекты Российской Федерации оказались в еще более неопреде- ленной ситуации, чем существовала прежде. Установление порядка отнесения территорий к напряженным по си- туации, сложившейся на рынке труда, находится в соответствии с за- коном в компетенции Правительства Российской Федерации. Согласно поручения Правительства России от 27 июля 1999 года N ИК-П12-25199 Министерством труда и социального развития Российской Федерации был подготовлен и направлен субъектам Российской Федерации для согласо- вания проект престранного документа, смысл которого сводится к на- делению правительства правом утверждать по предложению субъектов Российской Федерации перечень территорий с напряженной ситуацией на рынке труда, а субъектов Российской Федерации - правом просить пра- вительство о дополнительной поддержке развития этих территорий. Ма- ло того, что в проекте не установлено ни одного конкретного показа- теля, используемого для определения критериев отнесения территорий к напряженным по ситуации, сложившейся на рынке труда, так здесь еще и нарушен принцип, изложенный в соответствующей норме Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федера- ции". Согласно нему, Правительство России должно установить лишь то как, если хотите, в каком случае, при каких обстоятельствах субъек- ты Российской Федерации смогут самостоятельно воспользоваться пол- номочиями, установленными статьей 7 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации". То есть, допустим, указать, что при уровне застойной безработицы (доли лиц, ищущих ра- боту свыше 4-х месяцев) среди всех зарегистрированных безработных граждан более 60 процентов, уровне хронической безработицы (доли лиц, ищущих работу более одного года) среди всех зарегистрированных безработных граждан более 15 процентов, численности зарегистриро- ванных в органах службы занятости безработных граждан свыше 10 че- ловек на одну вакансию и ограниченности средств фонда занятости, вследствие общего снижения платежеспособности организаций, что не позволяет своевременно выплачивать пособие по безработице свыше двух месяцев, территория признается напряженной по ситуации, сло- жившейся на рынке труда, а значит субъекты Российской Федерации вольны поступать таким образом, что теперь допускается Законом Рос- сийской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации". В противном случае, применение субъектами Российской Федерации и без того противоречивых положений закона станет практически невозмож- ным. Приведенные здесь частные свидетельства позволяют нам прийти к заключению об отсутствии у федеральных органов государственной власти единого, общего для всех понимания целей и способов осущест- вления государственной политики на рынке труда. Одна из возможных причин этого может скрываться в принципиально неверной, неактуаль- ной философии (позволим себе так выразиться) Закона Российской Фе- дерации "О занятости населения в Российской Федерации". Предостав- лять человеку социальную помощь в то время, когда он может и должен трудиться - не это ли является ключевой проблемой и ложной идеоло- гией федерального законодательства о занятости населения, противо- речащего жизненным интересам субъектов Российской Федерации, вынуж- денных защищать их собственными силами? Потому, сколь бы не было велико желание и политическая воля федеральных органов государственной власти переломить ситуацию на общероссийском рынке труда, в конечном счете оказывается, что бреши в федеральном законодательстве о занятости населения лучше не под- вергать косметическому ремонту. От этого оно становится еще нелепее и бессмысленней.
Навигация по сайту Лицевая страница Новости Сведения об авторе Комментарии Публикации Нормативные акты Ссылки Пресс-папье Мнение Разное