О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ О
   КВОТИРОВАНИИ РАБОЧИХ МЕСТ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ,  ОСОБО НУЖДАЮЩИХСЯ В
       СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ И ИСПЫТЫВАЮЩИХ ТРУДНОСТИ В ПОИСКЕ РАБОТЫ
26 августа 1999 года, ровно три месяца спустя со дня официаль- ного опубликования в газете "Приамурские ведомости" от 25.05.99 N 82, вступит в силу Закон Хабаровского края "О квотировании рабочих мест для инвалидов и лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы в Хабаровском крае". Напом- ним, что принятый в окончательной редакции 28 апреля 1999 года за номером 119 нормативный правовой акт еще во время рассмотрения в Законодательной Думе Хабаровского края вызывал неоднозначные оценки заинтересованных сторон. Как и прежде под квотой в законе понимается минимальное коли- чество рабочих мест для инвалидов и лиц, особо нуждающихся в соци- альной защите и испытывающих трудности в поиске работы, которых ра- ботодатель обязан трудоустроить в данной организации, учитывающее количество рабочих мест, на которых уже трудятся граждане указанных категорий. Квота устанавливается в процентах от среднесписочной численности работников организации либо в единицах рабочих мест. Квота для трудоустройства инвалидов и лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, уста- навливается в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. В соответствии с законом от квотирования рабочих мест для инвалидов и лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, освобождаются ор- ганы государственной власти и органы местного самоуправления. Об- щественные объединения инвалидов и находящиеся в их собственности организации, уставной капитал которых состоит из вклада обществен- ного объединения инвалидов освобождаются от обязательного квотиро- вания рабочих мест для инвалидов. Мы также считаем, что в силу осо- бенностей, присущих ряду профессий и видов деятельности, от квоти- рования рабочих мест для инвалидов и лиц, особо нуждающихся в соци- альной защите и испытывающих трудности в поиске работы, должны быть освобождены специальные и воинские подразделения Министерства обо- роны, Министерства по чрезвычайным ситуациям, Министерства внутрен- них дел, Министерства путей сообщения, Государственного таможенного комитета и организации, признанные в установленном порядке несосто- ятельными (банкротами). Организациям, в зависимости от среднесписочной численности ра- ботников, законом устанавливаются следующие размеры квоты для прие- ма на работу инвалидов: от 30 до 100 человек - 3 процента; свыше 100 человек - 1 процент. Предполагается, что воспользоваться правом на трудоустройство на рабочие места, созданные в счет установленной квоты, сможет лю- бой инвалид при наличии у него индивидуальной программы реабилита- ции или трудовых рекомендаций медико-социальной экспертной комис- сии. При этом норма закона о преимущественном праве направления для трудоустройства на рабочие места, созданные в счет установленной квоты, безработных граждан из числа инвалидов и лиц, особо нуждаю- щихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, состоящих на учете в органах службы занятости, нуждается, на наш взгляд, в известной корректировке. Работодателю должна быть предос- тавлена возможность принимать на работу в счет установленной квоты непосредственно обратившихся к нему граждан наравне с гражданами, имеющими направление органа службы занятости. Вероятно также, что работодателям будет предоставлено право на размещение в счет установленной квоты производственного заказа на специализированных предприятиях общественных объединений инвалидов. Размещение производственного заказа сможет осуществляться на основе договора, заключаемого в части номенклатуры рабочих мест, создавае- мых на специализированном предприятии общественного объединения ин- валидов, по согласованию с органом службы занятости. Количество ра- бочих мест, создаваемых на специализированном предприятии общест- венного объединения инвалидов, будет рассчитываться исходя из нор- мальной продолжительности рабочей недели. Рабочее время, необходи- мое для выполнения производственного заказа, будет определяться по нормативам организации, разместившей производственный заказ на спе- циализированном предприятии общественного объединения инвалидов. Установленная квота будет считаться соблюденной работодателем в те- чение всего времени выполнения производственного заказа. Помимо квоты для приема на работу инвалидов, решениями органов местного самоуправления с учетом ситуации, складывающейся на рынке труда, в соответствии с законом может быть установлена квота для приема на работу следующих лиц, особо нуждающихся в социальной за- щите и испытывающих трудности в поиске работы: особо нуждающейся в социальной защите и испытывающей трудности в поиске работы молодежи в возрасте до 18 лет (прежде всего сиро- там, выпускникам детских домов, детям из семей, в которых оба роди- теля являются инвалидами или признаны в установленном порядке без- работными, детям из многодетных малообеспеченных семей), получившей начальное профессиональное образование; особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы лицам, освобожденным из мест лишения свободы. Квота для приема на работу лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы устанавливается ор- ганами местного самоуправления в размере: одного рабочего места - для организаций, численность работни- ков которых составляет от 15 до 100 человек; одного процента от среднесписочной численности работников - для организаций, численность работников которых составляет свыше 100 человек. За среднесписочную численность работников организации должна приниматься численность работников организации, рассчитанная за три месяца, предшествующих дню установления квоты, на основании Инс- трукции по заполнению организациями сведений о численности работни- ков и использовании рабочего времени в формах федерального госу- дарственного статистического наблюдения, утвержденной постановлени- ем Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 07.12.98 N 121. Хотя существует также мнение, что квота на текущий период может рассчитываться по данным органов государственной ста- тистики исходя из численности работников организации в период, предшествующий установлению квоты. Вообще обратим здесь внимание на то, что неправильное толкова- ние отдельных норм закона вызывает определенные трудности при раз- работке постановления Главы Администрации Хабаровского края, кото- рым должен быть установлен порядок квотирования рабочих мест для инвалидов и лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытываю- щих трудности в поиске работы. Прежде всего полагают, что органы местного самоуправления в соответствии с законом обязаны обеспечить на территориях своих му- ниципальных образований трудоустройство работодателями инвалидов. Напротив, мы считаем, что рабочие места, созданные в счет установ- ленной квоты, могут предоставляться инвалидам непосредственно на основании закона, то есть без необходимости принятия органами госу- дарственной власти (а тем более органами местного самоуправления) любых других решений. С этой точки зрения обеспечение исполнения закона должно быть возложено на органы службы занятости. Ведь в противном случае, обязанность создания или выделения рабочих мест для приема на работу инвалидов в пределах установленной квоты воз- никает у работодателя уже со дня вступления закона в силу, а не со дня его уведомления органом службы занятости об обязанности трудо- устройства им инвалидов. В конечном счете нужно осознавать, что от решения вопроса о том, какая календарная дата будет являться днем установления квоты, зависит длительность периода внесения работода- телями в Государственный фонд занятости населения обязательной пла- ты за каждого нетрудоустроенного в пределах квоты инвалида в случае невыполнения или невозможности выполнения ими установленной квоты. Впрочем, пока всем следует иметь в виду, что обязательная пла- та, предусмотренная законом на случай невыполнения или невозможнос- ти выполнения работодателем квоты для приема на работу инвалидов, не может взыматься до установления ее размеров Правительством Рос- сийской Федерации. Поэтому сегодня ответственность за отказ в прие- ме на работу инвалида в пределах установленной квоты будет нести не организация, а ее руководитель. Законом предусмотрено, что штраф, налагаемый на руководителей организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собс- твенности, исчисляется в размере стоимости рабочего места, устанав- ливаемой Главой Администрации Хабаровского края. По существующей методике определения стоимости рабочего места ее размер должен был бы составить сумму, эквивалентную 12-ти среднемесячным заработным платам в соответствующей организации. Однако, статьей 27 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях установлен предел штрафа в 100 минимальных размеров оплаты труда, который может быть увели- чен лишь в исключительных случаях в связи с выполнением обязатель- ств, вытекающих из международных договоров, и особой необходимостью усиления административной ответственности. В этой связи стоимость рабочего места, применяемая при исчислении штрафа, налагаемого на руководителей организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности в случае отказа в приеме на работу инва- лида в пределах установленной квоты, также не может превышать 100 минимальных размеров оплаты труда. Вызывает определенные сомнения и возможность взыскания органа- ми Государственной налоговой службы сумм штрафов, налагаемых на ру- ководителей организаций в случае их отказа в приеме на работу инва- лида в пределах установленной квоты, в бесспорном порядке. Правда, в этой части норма закона соответствует статье 24 Федерального за- кона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.95 N 181-ФЗ, наделившей органы Государственной налоговой службы аналогичными полномочиями. Однако, как это следует из смысла Постановления Конституцион- ного Суда Российской Федерации от 17.12.96 N 20-П, бесспорный поря- док взыскания штрафов в случае несогласия налогоплательщика с реше- нием налогового органа является превышением конституционно допусти- мого ограничения права, закрепленного в статье 35 Конституции Рос- сийской Федерации, согласно которой никто не может быть лишен свое- го имущества иначе как по решению суда. Несомненно, что при наличии правонарушения налоговый орган вправе принять решение о взыскании штрафа. Но это решение может быть в установленном порядке обжалова- но в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд. В случае такого об- жалования взыскание штрафа не может производиться в бесспорном по- рядке, а должно быть приостановлено до вынесения судом решения по жалобе налогоплательщика. Кроме того, в процессе реализации закона могут возникнуть проблемы несколько иного свойства. Так, совершенно не исключено, что воспользоваться правом на трудоустройство на рабочие места, созданные в счет установленной квоты, решатся не все трудоспособные инвалиды. На решение инвалида могут повлиять различные обстоятельства. Например, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.94 N 890 работающему инвалиду II группы уже будет отказано в бесплатном пре- доставлении лекарственной помощи. Исходя из этого, мы считаем необ- ходимым установить правило, согласно которому при образовании из- бытка рабочих мест для инвалидов квота может быть последовательно распределена между другими лицами, особо нуждающимися в социальной защите и испытывающими трудности в поиске работы. Несмотря на все, мы отнюдь не оставляем надежды на благополуч- ное введение в Хабаровском крае режима квотирования рабочих мест для инвалидов и лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испы- тывающих трудности в поиске работы.
Навигация по сайту Лицевая страница Новости Сведения об авторе Комментарии Публикации Нормативные акты Ссылки Пресс-папье Мнение Разное