О СЫРОВАРЕНИИ, РАЗВЕДЕНИИ ПЧЕЛ И ВСЯКОГО ДЕЛА
                            ПОЛЬЗЕ ОТЕЧЕСТВУ
Dura lex, sed lex Из латинского народного юмора
Какое же, все-таки, удивительное время года весна! Пробуждает- ся природа, обостряются желания, чувства, психические расстройс- тва1, ну и, само-собой разумеется, законотворческая деятельность... Чествуя ударным самоотверженным трудом грядущий юбилей Законо- дательной Думы Хабаровского края, попробуем проследить глубинные источники возникновения этого уникального феномена. Пятилетие для законодательного органа - дата весьма многозна- чительная. За этот срок уже могут быть подведены некоторые итоги становления представительной власти в отдельно взятом субъекте Рос- сийской Федерации. Сформированной 13 марта 1994 года Думой (первое заседание сос- тоялось 31 марта того же года) к настоящему времени издано чуть ме- нее трехсот законодательных актов. Но, несмотря на высокое коли- чество, мы не стали бы давать равноценной оценки их качеству. В заслугу первого состава Думы обычно принято ставить разра- ботку и принятие им основных законодательных актов в области госу- дарственного строительства и регулирования местного самоуправления. Однако, на наш взгляд, тот же Устав Хабаровского края пока вносит больше нервозности во взаимоотношения Думы с Администрацией края и ее главой, нежели позитивных результатов. Закон об организации местного самоуправления от 30.11.95 N 48 прервал преемственность в осуществлении государственной власти и ограничил возможность ее ре- ализации в административно-территориальных образованиях Хабаровско- го края. Не говоря уже о том, что Кодекс о государственной и муни- ципальной службе и Закон об Администрации края и статусе Главы Ад- министрации края (вето на который Дума не может преодолеть на про- тяжении четырех месяцев) превратились в своеобразные орудия полити- ческого насилия одной части депутатского корпуса над другой ее частью и здравым смыслом. Часто вызывает также нарекания Закон о налогах и сборах от 30.03.95 N 7. Буквально игнорируя существование Закона об управле- нии государственной собственностью от 28.03.96 N 40, государствен- ная собственность почему-то по-прежнему остается одной из самых низкодоходных статей краевого бюджета. Список этот может быть про- должен. Второй состав Думы отличается слабой лояльностью к Администра- ции края и исключительной изобретательностью. Читатель будет сме- яться, но депутатом Л.А.Голубом, например, в примерную программу законодательных работ Думы на 1998-2001 годы вносилось как-то пред- ложение о принятии Закона "Об объявлении озера Байкал внутренним морем Российской Федерации". Со своей стороны, депутат З.Ф.Софрина предлагала принять Закон "О государственной защите нравственного здоровья граждан и об усилении контроля за использованием продукции сексуального характера". А предложение депутата М.Ф.Вовка о приня- тии Закона "О захоронениях в Хабаровском крае" случайно было вклю- чено в число законопроектов в области экономической политики. Особенно нас радует сегодня союз крепких хозяйственников и де- ятелей от науки, одновременно внесший в Думу ряд замечательных за- конопроектов. Одним из них, стоящим упоминания, является проект За- кона "О пчеловодстве" в редакции В.И.Горбатюка. Видимо, раздосадованный отклонением2 идентичного проекта3 Фе- дерального закона Президентом Российской Федерации, депутат счел необходимым поставить ребром вопрос о легитимизации пчел и их семей в Хабаровском крае. И все, наверное, хорошо, да как бы не оказались оскорблены гастрономические пристрастия любителей куриных окорочков или свинины, рискующих остаться без "своего" закона. Хотя, впрочем, свинины у нас и так хватает... Нужно заметить, что притязания депутатов отнюдь не ограничены только сладким. С.И.Баранов, Л.А.Голуб, В.Т.Горовой, А.И.Дронченко и В.С.Парчинский внесли в Думу проект Закона "Об обращении имущест- ва в краевую государственную и муниципальную собственность", не придавая значения статье 235 Гражданского кодекса, допускающей на- ционализацию исключительно на основании федерального закона. Ими же, совместно с Г.А.Кузьминых, представлены проекты законов "О зо- нах (сферах) экономического и социального бедствия в Хабаровском крае" и "О выплате компенсации работникам в связи с нарушением сро- ков выплаты заработной платы". Причем первый из законов, устанавливающий в зонах (сферах) экономического и социального бедствия особый порядок управления, неизбежно вступит в прямое противоречие с Конституцией России и Ус- тавом Хабаровского края. А выплата компенсации работникам (преиму- щественно краевых бюджетных организаций, так как источником выплаты заработной платы других организаций служат их собственные средства, расходуемые по усмотрению собственника) в связи с нарушением сроков выплаты заработной платы, будь она введена вторым законом, обойдет- ся бюджету в колоссальную сумму, сопоставимую с расходами на выпла- ту самой заработной платы. Кроме того, работник и без этого закона всегда может самостоятельно взыскать с работодателя проценты за пользование им чужими денежными средствами. Практика применения со- ответствующих положений Гражданского кодекса была подробно разъяс- нена постановлением Верховного и Высшего Арбитражного судов от 8 октября 1998 года. Но и это еще не все. Л.А.Голуб, В.Т.Горовой, В.И.Ильинская и Г.А.Кузьминых внесли проект Закона "О регулировании уровня оплаты труда руководителей коммерческих и некоммерческих организаций на территории Хабаровского края". По аналогии с положением об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий при заключе- нии с ними трудовых договоров (контрактов), утвержденным постанов- лением Правительства России от 21.03.94 N 210, настоящий законопро- ект предполагает установление зависимости уровня оплаты труда руко- водителей коммерческих и некоммерческих организаций от численности работников организации и административной ответственности за нару- шение этого требования. Правомочие же собственника организации по формированию фонда оплаты труда, очевидно, здесь попросту игнориру- ется. Наконец, теми же депутатами, совместно с А.И.Дронченко и В.С.Парчинским, внесен в Думу проект Закона "О трудовых коллективах в Хабаровском крае", наделяющий органы трудового коллектива правами юридического лица и предоставляющий им возможность осуществления тотального контроля за деятельностью собственников и органов управ- ления организации. Мы, конечно же, не исключаем, что разрабатывая и представляя на рассмотрение Думы эти и подобные им законопроекты, депутаты иск- ренни и чистосердечны в своих стремлениях. Только вот, хотелось бы напомнить, что благими намерениями, как в Священном писании сказа- но, устлана дорога в ад. В общем, правильным путем идете, товарищи...
1 Упоминание о психических расстройствах в печатном издании удалено цензурой. 2 Концепция вызывает сомнение // Российская газета. - 1998. - 30 декабря. - С. 6. 3 Козырева А. Пчела как объект законотворчества // Российская газета. - 1998. - 20 мая. - С. 3.
Навигация по сайту Лицевая страница Новости Сведения об авторе Комментарии Публикации Нормативные акты Ссылки Пресс-папье Мнение Разное