В развитие идей об основных направлениях и содержании
государственной политики в области содействия
занятости населения в Хабаровском крае:
заметки к проекту закона
Начиная с 1995 года, на рынке труда Хабаровского края стала
складываться крайне тяжелая ситуация. С увеличением количества
предприятий, прекращающих свою деятельность, и массы высвобождаемых
работников резко возросла численность безработных граждан. Предпри-
ятия из-за отсутствия средств оказались не в состоянии своевременно
производить отчисления в Государственный фонд занятости.
По оценкам специалистов, общая сумма страховых взносов, соби-
раемых на территории Хабаровского края, на 1 января 1998 года обес-
печивала расходную часть Фонда занятости только на 67,8 процентов с
учетом взаиморасчетов, проводимых с предприятиями-должниками. Сово-
купный размер социальных выплат с учетом отчислений в Пенсионный
фонд на погашение досрочных пенсий тогда же составлял 100,6
млн.рублей при начислении пособий по краю в сумме 312,7 млн.рублей.
Сегодня Государственный фонд занятости по Хабаровскому краю
продолжает находиться в серьезном финансовом положении. Задолжен-
ность предприятий в Фонд занятости составила на 1 октября 1998 года
84,0 млн.рублей, а с учетом штрафных санкций - 191,5 млн.рублей.
Задолженность перед безработными гражданами на ту же дату составила
по пособиям 91,7 млн.рублей, а с учетом задолженности по досрочным
пенсиям - 104,3 млн.рублей. Задержка по выплате пособий по безрабо-
тице длится уже более 20 месяцев. Практически все подразделения Де-
партамента федеральной государственной службы занятости населения
по Хабаровскому краю, за исключением, разве что, Хабаровского го-
родского центра занятости, являются дотационными. Кроме того, сам
Департамент занятости с того же 1995 года находится на дотациях Фе-
деральной службы занятости населения и задолженность Федеральной
службы по дотациям перед ним составила более 100,0 млн.рублей.
При нынешнем финансовом положении Фонда занятости государство
вряд ли способно реально помочь материально всем гражданам, приоб-
ретшим статус безработного. Невыполнение обязательств перед безра-
ботными гражданами, сопровождающееся задержками в предоставлении
социальных выплат, сдерживанием политики активной занятости и дру-
гими негативными явлениями, вызывает вполне объяснимое недовольство
получателей пособий и компенсаций, выражающееся в различных формах
протеста, отнюдь не способствующих стабилизации социально-полити-
ческой обстановки в Хабаровском крае.
Кроме того, создавшаяся ситуация не оказывает существенного
положительного влияния на уровень жизни действительно нуждающихся
безработных граждан. При этом не соблюдается принцип социальной
справедливости, требующий учитывать материальное положение получа-
теля пособия и доходов его семьи. Игнорирование же реальных возмож-
ностей людей обеспечить личное благополучие за счет собственных
усилий стимулирует социальное иждивенчество, пассивность отдельных
членов общества.
Препятствия в проведении эффективной государственной политики
на рынке труда во многом обусловлены несовершенством федерального
законодательства о занятости населения и, прежде всего, слабостью
Федерального закона "О занятости населения в Российской Федерации"
от 20.04.96 N 36-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона Фонд
занятости должен формироваться из нескольких источников: страховых
взносов работодателей, страховых взносов работающих, добровольных
взносов физических и юридических лиц, а, при необходимости, ассиг-
нований из федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и
местных бюджетов. Но пока законодательно закреплен лишь механизм
уплаты обязательных страховых взносов работодателями в размере 1,5
процентов. Должно быть совершенно ясно, что выплата пособий по без-
работице из этих средств возможна только в том случае, если уволь-
нение работника связано с объективными обстоятельствами, вроде сок-
ращения штатов или ликвидации предприятия. Выплачивая же пособие
безработным гражданам, уволенным по собственному желанию, государс-
тво предоставляет гражданину за счет общества право на выбор между
трудовой деятельностью и иждивенчеством, фактически гарантирует оп-
лату трудоспособному члену общества его нежелание трудиться. И та-
ких безработных более половины из получающих пособие.
Федеральный закон (статья 31, часть 3), к сожалению, не связы-
вает размеры и длительность выплат пособий по безработице с трудо-
вым стажем безработного. В соответствии с его частью 1 статьи 28
государство безусловно гарантирует выплату пособия по безработице.
Причем, механизм, определяющий размеры пособия в независимости от
трудового стажа явно нарушает принцип социальной справедливости по
отношению к тем, кто, проработав 10, 20 и более лет в общественном
производстве, внес в экономику вклад, намного превышающий вклад тех
граждан, кто на момент обращения в службу занятости имел чуть более
шести месяцев оплачиваемой работы. Однако, как это ни парадоксаль-
но, и те, и другие граждане в равной мере обладают правом на полу-
чение пособия в максимальном размере. Функционирование такой систе-
мы предоставления социальных выплат приводит к тому, что граждане,
получающие гарантированное пособие, как правило не заинтересованы в
поиске работы, и, как следствие, в обществе образуется контингент
"профессиональных безработных".
Кроме того, в Федеральном законе полностью отсутствует поня-
тийный аппарат, который мог бы помочь определять при постановке
гражданина на учет в качестве безработного, действительно ли он яв-
ляется таковым.
Органы государственной власти отнюдь не оставляют усилий по
преодолению ситуации на рынке труда Хабаровского края, которая еще
с 1 октября 1997 года признана Главой администрации края критичес-
кой. Постановлением Главы администрации края "О временных мерах по
обеспечению выплаты пособий по безработице в связи с критической
ситуацией на рынке труда Хабаровского края" от 11.08.97 N 357 был
установлен временный порядок выплаты пособий про безработице, кото-
рый предусматривает первоочередное обеспечение пособиями малообес-
печенных и слабо защищенных граждан, а также порядок погашения за-
долженности перед безработными гражданами, сложившейся на момент
объявления критической ситуации. Максимально возможный размер посо-
бия по безработице для граждан, уволенных по сокращению штатов или
в связи с ликвидацией предприятия, ограничен прожиточным минимумом,
сложившимся на территории края. Для граждан, уволенных по собствен-
ному желанию, пособие выплачивается в размере минимальной оплаты
труда.
Практика показала, что такое временное ужесточение позволило
остановить прирост суммы задолженности перед безработными граждана-
ми. Если на 1 октября 1997 года долг перед безработными гражданами
составлял 68855,3 млн.рублей, то на 1 октября 1998 года сумма за-
долженности уменьшилась до 25,0 млн.рублей. Задержка по выплате по-
собий по безработице сократилась до 4,5 месяцев. Действие постанов-
ления позволило снизить затраты на выплату пособий на 34,6 процен-
та.
Введение в Хабаровском края планов самостоятельного поиска ра-
боты гражданами позволило увеличить вероятность их трудоустройства
еще до момента присвоения им статуса безработных. Численность тру-
доустроенных на 1 ноября 1998 года составила 26234 человека, что
больше, чем в 1997 году на 15,1 процентов. Численность безработных
граждан, участвующих в общественных работах на 1 октября 1998 года
составила 1398 человек, или возросла в сравнении с предыдущим годом
в 3 раза.
Естественно, что в результате действия постановления возникли
определенные побочные эффекты. Если на момент объявления критичес-
кой ситуации численность безработных несколько снижалась из-за от-
сутствия выплат пособий по безработице, то с возобновлением выплат,
пусть и в минимальном размере, возрос приток безработных граждан,
нуждающихся в материальной поддержке.
Несмотря на в целом благоприятное воздействие постановления на
характер текучести критической ситуации, решением Хабаровского кра-
евого суда от 29 января 1998 года были признаны недействительными
его пункты 3.1 и 3.2.3. Суд посчитал, что установление очередности
выплат пособий по безработице, а также ограничение их размеров ми-
нимальной оплатой труда для всех безработных, кроме граждан, уво-
ленных в связи с ликвидацией или реорганизацией предприятия, по
сокращению численности (штата), или завершивших профессиональную
подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению
органов службы занятости и признанных в установленном порядке без-
работными, имеющих трудовой стаж 15 лет и более, противоречат
статьям 7 и 33 Федерального закона. Определением Верховного Суда
Российской Федерации от 11 августа 1998 года решение Хабаровского
краевого суда было оставлено без изменения, что вызвало необходи-
мость разработки и применения других легальных инструментов стаби-
лизации критической ситуации на рынке труда Хабаровского края.
Руководствуясь этим требованием, в соответствии с Комплексным
планом действий Правительства Российской Федерации на 1998 год по
реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию "Общими си-
лами - к подъему России (О положении в стране и основных направле-
ниях политики Российской Федерации)", Программой Правительства Рос-
сийской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в
1997-1998 годах" и документом "Двенадцать дел Правительства России
на 1998 год в области экономической и социальной политики" Департа-
ментом федеральной государственной службы занятости населения по
Хабаровскому краю совместно с Администрацией края был подготовлен
проект Закона Хабаровского края "О государственной политике в об-
ласти содействия занятости населения в Хабаровском крае".
Законопроект устанавливает правовые, экономические и организа-
ционные основы привлечения и использования в Хабаровском крае
иностранной рабочей силы, проведения общественных работ, содействия
занятости малочисленных народов Севера и, что наиболее важно, обес-
печения пособиями по безработице и активизации занятости населения
в условиях критической ситуации на рынке труда.
Ввиду того, что Федеральный закон о занятости населения не со-
держит даже краткого упоминания о возможности возникновения на рын-
ке труда критических ситуаций, Хабаровский край как субъект Рос-
сийской Федерации, согласно Договора о разграничении предметов ве-
дения и полномочий между органами государственной власти Российской
Федерации и органами государственной власти Хабаровского края от 24
апреля 1996 года, вправе самостоятельно, до издания соответствующе-
го федерального закона, регулировать правоотношения в данной облас-
ти.
В соответствии с законопроектом, ситуация на рынке труда Хаба-
ровского края объявляется Главой администрации края критической,
когда наблюдаются хотя бы одно из следующих условий:
- уровень застойной безработицы, то есть доля лиц, ищущих ра-
боту свыше 4-х месяцев, составляет среди всех зарегистрированных
безработных граждан более 60 процентов;
- уровень хронической безработицы, то есть доля лиц, ищущих
работу более одного года, составляет среди всех зарегистрированных
безработных граждан более 15 процентов;
- численность зарегистрированных в органах службы занятости
безработных граждан составляет свыше 10 человек на одну вакансию;
- ограниченность средств Фонда занятости, вследствие общего
снижения платежеспособности предприятий, не позволяет своевременно
выплачивать пособие по безработице свыше двух месяцев.
Критическая ситуация может быть объявлена сроком до 6 месяцев
как на всей территории края, так и на территориях отдельных городов
и районов. Допускается последующее продление Главой Администрации
края сроков критической ситуации.
В условиях критической ситуации и дефицита средств в Фонде за-
нятости выплата пособий по безработице производится в порядке, ус-
танавливаемом органами местного самоуправления муниципальных обра-
зований с учетом материального положения и нуждаемости безработных
граждан. Для обеспечения пособиями по безработице и в целях соблю-
дения принципа социальной справедливости осуществляется авансирова-
ние безработных граждан с последующим погашением задолженности при
поступлении средств из Федеральной части Фонда занятости. Размеры
авансирования безработных граждан устанавливаются органами службы
занятости в зависимости от наличия средств в Фонде занятости.
Согласно законопроекту, органы службы занятости наделяются
правом приостановления выплат пособий по безработице на срок до
трех месяцев при нарушении гражданином порядка регистрации (перере-
гистрации), в том числе:
- неявки безработного гражданина без уважительных причин к ра-
ботодателю на переговоры о трудоустройстве в течение трех рабочих
дней со дня выдачи направления органами службы занятости;
- явки гражданина на регистрацию (перерегистрацию) в орган
службы занятости в состоянии алкогольного или наркотического опь-
янения, определенного в установленном порядке.
Увольнение по собственному желанию в условиях критической си-
туации на рынке труда считается неуважительной причиной, статус
безработного присваивается в этом случае не ранее, чем через шесть
месяцев со дня увольнения, а пособие по безработице назначается в
размере минимальной оплаты труда. Выплата пособий по безработице в
случае увольнения граждан по сокращению штатов или в связи с ликви-
дацией предприятия ограничивается прожиточным минимумом, установ-
ленным в крае. Срок выплаты пособия по безработице сокращается до
шести месяцев для всех категорий безработных граждан в течение
12-ти месячного периода безработицы. Общий срок выплаты пособий по
безработице не должен превышать 24 календарных месяцев. Лишь при
наличии у безработного гражданина стажа работы, дающего ему право
выхода на пенсию, общий срок выплаты пособия по безработице может
быть увеличен до 36 календарных месяцев.
Граждане, не зарегистрированные в качестве индивидуальных
предпринимателей, но помогающие своим родственникам-предпринимате-
лям (в торговле, в ведении фермерского хозяйства), участвующие в
личном хозяйстве, получающие доходы от сдачи в аренду имущества,
считаются занятыми. Считается подходящей работа, оплачиваемая в
размере не ниже прожиточного минимума, установленного в крае. Под-
ходящей работой считаются также и общественные работы. В случае от-
каза в период безработицы от двух вариантов подходящей работы (уче-
бы) выплата пособия прекращается с одновременным снятием гражданина
с учета в качестве безработного.
Граждане, обратившиеся в органы службы занятости не по месту
постоянного жительства, а по месту временного пребывания, не ре-
гистрируются в качестве безработных граждан. Им могут быть предло-
жены только услуги в поиске подходящей работы.
При назначении безработному гражданину досрочной пенсии, ее
выплата производится за счет Пенсионного фонда. А выплата пособий
по безработице лицам, оставшимся без попечения родителей, осущест-
вляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О дополни-
тельных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, остав-
шихся без попечения родителей" с возмещением затрат за счет средств
местных бюджетов.
В условиях критической ситуации на рынке труда работодатели
обязаны представлять органам службы занятости населения информацию
о наличии вакантных мест (должностей) не позднее одной недели с мо-
мента их возникновения, о закрытых вакансиях сообщать немедленно;
привлекать к выполнению работ, в том числе временных (сезонных), в
первую очередь лиц, ищущих работу или зарегистрированных в качестве
безработных граждан, постоянно проживающих в крае. Для работодате-
лей, скрывающих наличие вакансий либо предоставляющих данные, от-
личные от данных, направляемых ими в органы Государственной статис-
тики, предусматриваются штрафные санкции, установленные законода-
тельством за искажение статистической отчетности. Органы Государс-
твенной статистики обязаны предоставлять органам службы занятости
всю информацию, касающуюся вопросов рынка труда, на безвозмездной
основе.
Органы Государственной налоговой службы, налоговой полиции,
органы внутренних дел совместно с органами службы занятости обязаны
осуществлять регулярную проверку скрытой занятости безработных
граждан (на рынках, в личном подсобном хозяйстве, а также в случа-
ях, когда у специалистов службы занятости возникли подозрения, что
безработный гражданин скрывает факт трудоустройства и т.д.), полу-
чение ими пособий по безработице обманным путем (по поддельным до-
кументам, под чужими именами и т.д.). Порядок совместной работы ор-
ганов службы занятости с органами Государственной налоговой службы,
налоговой полиции, органами внутренних дел, а также Государственной
инспекцией по труду, органами по защите прав потребителей, органами
санитарно-эпидемиологического надзора устанавливается Главой адми-
нистрации края.
Уже в скором времени настоящий законопроект будет внесен в За-
конодательную Думу от имени Главы администрации края. При всей не-
однозначности содержащихся в нем подходов к проблемам, существующим
на рынке труда Хабаровского края, он остается, наверное, единствен-
но возможным способом разрешения противоречий действующего законо-
дательства с объективной действительностью.
Навигация по сайту
Лицевая страница Новости Сведения об авторе Комментарии Публикации
Нормативные акты Ссылки Пресс-папье Мнение Разное