В развитие идей об основных направлениях и содержании
государственной политики в области содействия
занятости населения в Хабаровском крае:
заметки к проекту закона



        Начиная с  1995  года,  на рынке труда Хабаровского края стала
   складываться крайне  тяжелая  ситуация.  С  увеличением  количества
   предприятий, прекращающих свою деятельность, и массы высвобождаемых
   работников резко возросла численность безработных граждан. Предпри-
   ятия из-за отсутствия средств оказались не в состоянии своевременно
   производить отчисления в Государственный фонд занятости.
        По оценкам специалистов,  общая сумма страховых взносов, соби-
   раемых на территории Хабаровского края, на 1 января 1998 года обес-
   печивала расходную часть Фонда занятости только на 67,8 процентов с
   учетом взаиморасчетов, проводимых с предприятиями-должниками. Сово-
   купный  размер  социальных  выплат с учетом отчислений в Пенсионный
   фонд  на  погашение  досрочных  пенсий  тогда  же  составлял  100,6
   млн.рублей при начислении пособий по краю в сумме 312,7 млн.рублей.
        Сегодня Государственный фонд занятости  по  Хабаровскому  краю
   продолжает  находиться в серьезном финансовом положении.  Задолжен-
   ность предприятий в Фонд занятости составила на 1 октября 1998 года
   84,0  млн.рублей,  а  с учетом штрафных санкций - 191,5 млн.рублей.
   Задолженность перед безработными гражданами на ту же дату составила
   по пособиям 91,7 млн.рублей,  а с учетом задолженности по досрочным
   пенсиям - 104,3 млн.рублей. Задержка по выплате пособий по безрабо-
   тице длится уже более 20 месяцев. Практически все подразделения Де-
   партамента федеральной государственной службы  занятости  населения
   по Хабаровскому краю,  за исключением,  разве что, Хабаровского го-
   родского центра занятости,  являются дотационными.  Кроме того, сам
   Департамент занятости с того же 1995 года находится на дотациях Фе-
   деральной службы занятости населения  и  задолженность  Федеральной
   службы по дотациям перед ним составила более 100,0 млн.рублей.
        При нынешнем финансовом положении Фонда занятости  государство
   вряд ли способно реально помочь материально всем гражданам,  приоб-
   ретшим статус безработного.  Невыполнение обязательств перед безра-
   ботными  гражданами,  сопровождающееся  задержками в предоставлении
   социальных выплат,  сдерживанием политики активной занятости и дру-
   гими негативными явлениями, вызывает вполне объяснимое недовольство
   получателей пособий и компенсаций,  выражающееся в различных формах
   протеста,  отнюдь  не способствующих стабилизации социально-полити-
   ческой обстановки в Хабаровском крае.
        Кроме того,  создавшаяся  ситуация  не оказывает существенного
   положительного влияния на уровень жизни  действительно  нуждающихся
   безработных  граждан.  При  этом  не соблюдается принцип социальной
   справедливости,  требующий учитывать материальное положение получа-
   теля пособия и доходов его семьи. Игнорирование же реальных возмож-
   ностей людей обеспечить личное  благополучие  за  счет  собственных
   усилий стимулирует социальное иждивенчество,  пассивность отдельных
   членов общества.
        Препятствия в  проведении эффективной государственной политики
   на рынке труда во многом обусловлены  несовершенством  федерального
   законодательства о занятости населения и,  прежде всего,  слабостью
   Федерального закона "О занятости населения в Российской  Федерации"
   от 20.04.96 N 36-ФЗ.
        В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального  закона  Фонд
   занятости должен формироваться из нескольких источников:  страховых
   взносов работодателей,  страховых взносов работающих,  добровольных
   взносов физических и юридических лиц,  а, при необходимости, ассиг-
   нований из федерального бюджета,  бюджетов  субъектов  федерации  и
   местных  бюджетов.  Но  пока законодательно закреплен лишь механизм
   уплаты обязательных страховых взносов работодателями в размере  1,5
   процентов. Должно быть совершенно ясно, что выплата пособий по без-
   работице из этих средств возможна только в том случае,  если уволь-
   нение работника связано с объективными обстоятельствами, вроде сок-
   ращения штатов или ликвидации предприятия.  Выплачивая  же  пособие
   безработным гражданам, уволенным по собственному желанию, государс-
   тво предоставляет гражданину за счет общества право на выбор  между
   трудовой деятельностью и иждивенчеством, фактически гарантирует оп-
   лату трудоспособному члену общества его нежелание трудиться.  И та-
   ких безработных более половины из получающих пособие.
        Федеральный закон (статья 31, часть 3), к сожалению, не связы-
   вает  размеры и длительность выплат пособий по безработице с трудо-
   вым стажем безработного.  В соответствии с его частью 1  статьи  28
   государство  безусловно гарантирует выплату пособия по безработице.
   Причем,  механизм,  определяющий размеры пособия в независимости от
   трудового  стажа явно нарушает принцип социальной справедливости по
   отношению к тем,  кто, проработав 10, 20 и более лет в общественном
   производстве, внес в экономику вклад, намного превышающий вклад тех
   граждан, кто на момент обращения в службу занятости имел чуть более
   шести месяцев оплачиваемой работы.  Однако, как это ни парадоксаль-
   но,  и те, и другие граждане в равной мере обладают правом на полу-
   чение пособия в максимальном размере. Функционирование такой систе-
   мы предоставления социальных выплат приводит к тому,  что граждане,
   получающие гарантированное пособие, как правило не заинтересованы в
   поиске работы,  и,  как следствие, в обществе образуется контингент
   "профессиональных безработных".
        Кроме того,  в Федеральном законе полностью отсутствует  поня-
   тийный  аппарат,  который  мог  бы помочь определять при постановке
   гражданина на учет в качестве безработного, действительно ли он яв-
   ляется таковым.
        Органы государственной власти отнюдь не  оставляют  усилий  по
   преодолению ситуации на рынке труда Хабаровского края,  которая еще
   с 1 октября 1997 года признана Главой администрации края  критичес-
   кой.  Постановлением Главы администрации края "О временных мерах по
   обеспечению выплаты пособий по безработице в  связи  с  критической
   ситуацией на  рынке  труда Хабаровского края" от 11.08.97 N 357 был
   установлен временный порядок выплаты пособий про безработице, кото-
   рый  предусматривает первоочередное обеспечение пособиями малообес-
   печенных и слабо защищенных граждан,  а также порядок погашения за-
   долженности  перед  безработными гражданами,  сложившейся на момент
   объявления критической ситуации. Максимально возможный размер посо-
   бия по безработице для граждан,  уволенных по сокращению штатов или
   в связи с ликвидацией предприятия, ограничен прожиточным минимумом,
   сложившимся на территории края. Для граждан, уволенных по собствен-
   ному желанию,  пособие выплачивается в размере  минимальной  оплаты
   труда.
        Практика показала,  что такое временное ужесточение  позволило
   остановить прирост суммы задолженности перед безработными граждана-
   ми.  Если на 1 октября 1997 года долг перед безработными гражданами
   составлял  68855,3 млн.рублей,  то на 1 октября 1998 года сумма за-
   долженности уменьшилась до 25,0 млн.рублей. Задержка по выплате по-
   собий по безработице сократилась до 4,5 месяцев. Действие постанов-
   ления позволило снизить затраты на выплату пособий на 34,6  процен-
   та.
        Введение в Хабаровском края планов самостоятельного поиска ра-
   боты  гражданами позволило увеличить вероятность их трудоустройства
   еще до момента присвоения им статуса безработных.  Численность тру-
   доустроенных  на  1 ноября 1998 года составила 26234 человека,  что
   больше,  чем в 1997 году на 15,1 процентов. Численность безработных
   граждан,  участвующих в общественных работах на 1 октября 1998 года
   составила 1398 человек, или возросла в сравнении с предыдущим годом
   в 3 раза.
        Естественно, что в результате действия постановления  возникли
   определенные побочные эффекты.  Если на момент объявления критичес-
   кой ситуации численность безработных несколько снижалась из-за  от-
   сутствия выплат пособий по безработице, то с возобновлением выплат,
   пусть и в минимальном размере,  возрос приток безработных  граждан,
   нуждающихся в материальной поддержке.
        Несмотря на в целом благоприятное воздействие постановления на
   характер текучести критической ситуации, решением Хабаровского кра-
   евого суда от 29 января 1998 года были  признаны  недействительными
   его пункты 3.1 и 3.2.3.  Суд посчитал, что установление очередности
   выплат пособий по безработице,  а также ограничение их размеров ми-
   нимальной оплатой труда для всех безработных,  кроме граждан,  уво-
   ленных в связи с ликвидацией  или  реорганизацией  предприятия,  по
   сокращению  численности  (штата),  или завершивших профессиональную
   подготовку,  повышение квалификации и переподготовку по направлению
   органов  службы занятости и признанных в установленном порядке без-
   работными,  имеющих трудовой стаж  15  лет  и  более,  противоречат
   статьям  7  и 33 Федерального закона.  Определением Верховного Суда
   Российской Федерации от 11 августа 1998 года  решение  Хабаровского
   краевого  суда было оставлено без изменения,  что вызвало необходи-
   мость разработки и применения других легальных инструментов  стаби-
   лизации критической ситуации на рынке труда Хабаровского края.
        Руководствуясь этим требованием,  в соответствии с Комплексным
   планом  действий  Правительства Российской Федерации на 1998 год по
   реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию "Общими си-
   лами  - к подъему России (О положении в стране и основных направле-
   ниях политики Российской Федерации)", Программой Правительства Рос-
   сийской  Федерации  "Структурная перестройка и экономический рост в
   1997-1998 годах" и документом "Двенадцать дел Правительства  России
   на 1998 год в области экономической и социальной политики" Департа-
   ментом федеральной государственной службы  занятости  населения  по
   Хабаровскому  краю  совместно с Администрацией края был подготовлен
   проект Закона Хабаровского края "О государственной политике  в  об-
   ласти содействия занятости населения в Хабаровском крае".
        Законопроект устанавливает правовые, экономические и организа-
   ционные  основы  привлечения  и  использования  в  Хабаровском крае
   иностранной рабочей силы, проведения общественных работ, содействия
   занятости малочисленных народов Севера и, что наиболее важно, обес-
   печения пособиями по безработице и активизации занятости  населения
   в условиях критической ситуации на рынке труда.
        Ввиду того, что Федеральный закон о занятости населения не со-
   держит даже краткого упоминания о возможности возникновения на рын-
   ке труда критических ситуаций,  Хабаровский край как  субъект  Рос-
   сийской Федерации,  согласно Договора о разграничении предметов ве-
   дения и полномочий между органами государственной власти Российской
   Федерации и органами государственной власти Хабаровского края от 24
   апреля 1996 года, вправе самостоятельно, до издания соответствующе-
   го федерального закона, регулировать правоотношения в данной облас-
   ти.
        В соответствии с законопроектом, ситуация на рынке труда Хаба-
   ровского края объявляется Главой  администрации  края  критической,
   когда наблюдаются хотя бы одно из следующих условий:
        - уровень застойной безработицы,  то есть доля лиц, ищущих ра-
   боту  свыше  4-х месяцев,  составляет среди всех зарегистрированных
   безработных граждан более 60 процентов;
        - уровень  хронической безработицы,  то есть доля лиц,  ищущих
   работу более одного года,  составляет среди всех зарегистрированных
   безработных граждан более 15 процентов;
        - численность зарегистрированных в  органах  службы  занятости
   безработных граждан составляет свыше 10 человек на одну вакансию;
        - ограниченность средств Фонда  занятости,  вследствие  общего
   снижения платежеспособности предприятий,  не позволяет своевременно
   выплачивать пособие по безработице свыше двух месяцев.
        Критическая ситуация  может быть объявлена сроком до 6 месяцев
   как на всей территории края, так и на территориях отдельных городов
   и  районов.  Допускается последующее продление Главой Администрации
   края сроков критической ситуации.
        В условиях критической ситуации и дефицита средств в Фонде за-
   нятости выплата пособий по безработице производится в порядке,  ус-
   танавливаемом  органами местного самоуправления муниципальных обра-
   зований с учетом материального положения и нуждаемости  безработных
   граждан.  Для обеспечения пособиями по безработице и в целях соблю-
   дения принципа социальной справедливости осуществляется авансирова-
   ние  безработных граждан с последующим погашением задолженности при
   поступлении средств из Федеральной части Фонда  занятости.  Размеры
   авансирования  безработных  граждан устанавливаются органами службы
   занятости в зависимости от наличия средств в Фонде занятости.
        Согласно законопроекту,  органы  службы  занятости  наделяются
   правом приостановления выплат пособий по  безработице  на  срок  до
   трех месяцев при нарушении гражданином порядка регистрации (перере-
   гистрации), в том числе:
        - неявки безработного гражданина без уважительных причин к ра-
   ботодателю на переговоры о трудоустройстве в течение  трех  рабочих
   дней со дня выдачи направления органами службы занятости;
        - явки гражданина на  регистрацию  (перерегистрацию)  в  орган
   службы  занятости  в состоянии алкогольного или наркотического опь-
   янения, определенного в установленном порядке.
        Увольнение по  собственному желанию в условиях критической си-
   туации на рынке труда  считается  неуважительной  причиной,  статус
   безработного присваивается в этом случае не ранее,  чем через шесть
   месяцев со дня увольнения,  а пособие по безработице назначается  в
   размере минимальной оплаты труда.  Выплата пособий по безработице в
   случае увольнения граждан по сокращению штатов или в связи с ликви-
   дацией  предприятия ограничивается прожиточным минимумом,  установ-
   ленным в крае.  Срок выплаты пособия по безработице сокращается  до
   шести  месяцев  для  всех  категорий  безработных граждан в течение
   12-ти месячного периода безработицы.  Общий срок выплаты пособий по
   безработице  не  должен превышать 24 календарных месяцев.  Лишь при
   наличии у безработного гражданина стажа работы,  дающего ему  право
   выхода  на пенсию,  общий срок выплаты пособия по безработице может
   быть увеличен до 36 календарных месяцев.
        Граждане, не   зарегистрированные  в  качестве  индивидуальных
   предпринимателей,  но помогающие своим родственникам-предпринимате-
   лям  (в торговле,  в ведении фермерского хозяйства),  участвующие в
   личном хозяйстве,  получающие доходы от сдачи в  аренду  имущества,
   считаются  занятыми.  Считается  подходящей работа,  оплачиваемая в
   размере не ниже прожиточного минимума,  установленного в крае. Под-
   ходящей работой считаются также и общественные работы. В случае от-
   каза в период безработицы от двух вариантов подходящей работы (уче-
   бы) выплата пособия прекращается с одновременным снятием гражданина
   с учета в качестве безработного.
        Граждане, обратившиеся  в  органы службы занятости не по месту
   постоянного жительства,  а по месту временного пребывания,  не  ре-
   гистрируются в качестве безработных граждан.  Им могут быть предло-
   жены только услуги в поиске подходящей работы.
        При назначении  безработному  гражданину досрочной пенсии,  ее
   выплата производится за счет Пенсионного фонда.  А выплата  пособий
   по безработице лицам,  оставшимся без попечения родителей, осущест-
   вляется в соответствии с Законом Российской Федерации  "О  дополни-
   тельных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей,  остав-
   шихся без попечения родителей" с возмещением затрат за счет средств
   местных бюджетов.
        В условиях критической ситуации на  рынке  труда  работодатели
   обязаны  представлять органам службы занятости населения информацию
   о наличии вакантных мест (должностей) не позднее одной недели с мо-
   мента  их возникновения,  о закрытых вакансиях сообщать немедленно;
   привлекать к выполнению работ,  в том числе временных (сезонных), в
   первую очередь лиц, ищущих работу или зарегистрированных в качестве
   безработных граждан,  постоянно проживающих в крае. Для работодате-
   лей,  скрывающих наличие вакансий либо предоставляющих данные,  от-
   личные от данных, направляемых ими в органы Государственной статис-
   тики,  предусматриваются штрафные санкции,  установленные законода-
   тельством за искажение статистической отчетности.  Органы Государс-
   твенной  статистики  обязаны предоставлять органам службы занятости
   всю информацию,  касающуюся вопросов рынка труда,  на безвозмездной
   основе.
        Органы Государственной налоговой  службы,  налоговой  полиции,
   органы внутренних дел совместно с органами службы занятости обязаны
   осуществлять  регулярную  проверку  скрытой  занятости  безработных
   граждан (на рынках,  в личном подсобном хозяйстве, а также в случа-
   ях,  когда у специалистов службы занятости возникли подозрения, что
   безработный гражданин скрывает факт трудоустройства и т.д.),  полу-
   чение ими пособий по безработице обманным путем (по поддельным  до-
   кументам, под чужими именами и т.д.). Порядок совместной работы ор-
   ганов службы занятости с органами Государственной налоговой службы,
   налоговой полиции, органами внутренних дел, а также Государственной
   инспекцией по труду, органами по защите прав потребителей, органами
   санитарно-эпидемиологического  надзора устанавливается Главой адми-
   нистрации края.
        Уже в скором времени настоящий законопроект будет внесен в За-
   конодательную Думу от имени Главы администрации края.  При всей не-
   однозначности содержащихся в нем подходов к проблемам, существующим
   на рынке труда Хабаровского края, он остается, наверное, единствен-
   но  возможным способом разрешения противоречий действующего законо-
   дательства с объективной действительностью.
Навигация по сайту Лицевая страница Новости Сведения об авторе Комментарии Публикации Нормативные акты Ссылки Пресс-папье Мнение Разное