Введение правового режима квотирования рабочих мест
в Хабаровском крае: заметки к проекту закона



        Наверняка ни для кого не составляет секрета, что трудоустройс-
   тво для отдельных категорий граждан в силу физиологических,  психо-
   логических и социальных причин сопряжено  с  большими  трудностями,
   чем для других работоспособных людей. Ситуация на рынке труда в Ха-
   баровском крае,  связанная с занятостью инвалидов,  молодежи в воз-
   расте до 18 лет, других граждан, особо нуждающихся в социальной за-
   щите продолжает оставаться крайне напряженной.  Темп роста  числен-
   ности безработных инвалидов, зарегистрированных краевой службой за-
   нятости, за 1997 год составил 38 процентов; число безработной моло-
   дежи за тот же период возросло в 2,3 раза. В начале текущего года в
   трудоустройстве нуждались 814 безработных инвалидов и 4683  молодых
   человека.
        Смягчить напряженную ситуацию на рынке труда способно установ-
   ление в Хабаровском крае правового режима квотирования рабочих мест
   для инвалидов и особо нуждающейся в социальной защите и  испытываю-
   щей трудности в поиске работы молодежи в возрасте до 18 лет. Главой
   Администрации края в порядке реализации права законодательной  ини-
   циативы  внесен  в  Законодательную Думу проект Закона Хабаровского
   края "О квотировании рабочих мест для инвалидов и лиц, особо нужда-
   ющихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы
   в Хабаровском крае".
        Правовой основой для принятия настоящего законопроекта являют-
   ся  Закон  Российской Федерации "О занятости населения в Российской
   Федерации" от 19.04.91 N 1032-1,  Федеральный закон  "О  социальной
   защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.95 N 181-ФЗ,  Ко-
   декс Законов о труде Российской Федерации от 09.12.71.
        Квоту для трудоустройства инвалидов и лиц, особо нуждающихся в
   социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, предла-
   гается установить в организациях независимо от  организационно-пра-
   вовых  форм и форм собственности,  за исключением органов государс-
   твенной власти и органов местного самоуправления,  поскольку служба
   в последних регулируется законодательством о труде с особенностями,
   предусмотренными законодательством о государственной и  муниципаль-
   ной службе, и носит специфический характер. От обязательного квоти-
   рования рабочих мест для инвалидов освобождаются общественные  объ-
   единения  инвалидов  и  находящиеся в их собственности организации,
   уставной капитал которых состоит из вклада общественного  объедине-
   ния инвалидов.
        Под квотой в законопроекте понимается  минимальное  количество
   рабочих  мест  для инвалидов и лиц,  особо нуждающихся в социальной
   защите и испытывающих трудности в поиске работы,  которых работода-
   тель  обязан трудоустроить в данной организации,  учитывающее коли-
   чество рабочих мест, на которых уже трудятся граждане указанных ка-
   тегорий.  Квота устанавливается в процентах от среднесписочной чис-
   ленности работников организации либо в единицах рабочих мест.
        Организациям, численность  работников которых составляет более
   30 человек,  устанавливается квота для приема на работу инвалидов в
   размере  трех  процентов от среднесписочной численности работников.
   Решениями органов местного самоуправления с учетом ситуации,  скла-
   дывающейся на рынке труда,  может быть установлена на срок не менее
   одного года квота для приема на работу лиц, особо нуждающихся в со-
   циальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, в размере
   одного рабочего места - для организаций, численность работников ко-
   торых составляет от 15 до 100 человек, или одного процента от сред-
   несписочной численности работников - для  организаций,  численность
   работников которых составляет свыше 100 человек.
        Поскольку органы  государственной  статистики  не   производят
   группировку  предприятий по численности занятых и не ведут учет со-
   циального состава работающих,  установление действительной  числен-
   ности рабочих мест, которые будут созданы в счет установленной кво-
   ты, не представляется возможным.
        С одной стороны, исходя из среднесписочной численности занятых
   в промышленности 116133 человека под  режим  квотирования  подпадут
   3484 рабочих места для инвалидов.  В то же время в Хабаровском крае
   во всех отраслях народного хозяйства уже занято 5500 инвалидов, 105
   инвалидов  трудятся на специально оборудованных рабочих местах.  То
   есть высвободить дополнительные рабочие места для инвалидов как  бы
   не удастся.
        С другой, судя по предварительным данным за истекший год, ког-
   да  в экономике края было занято свыше 652,6 тыс.человек,  из них в
   сфере материального производства - 410,9 тыс.человек, 241,7 тыс.че-
   ловек - в непроизводственной сфере,  образуется своеобразный "изли-
   шек" в 13159 рабочих мест.
        Очевидно также,  что  промышленные предприятия скорее всего не
   подпадут под режим квотирования:  на крупнейшем из  них,  например,
   трудятся 14800 человек, в том числе 1500 инвалидов.
        Законопроектом предусмотрено,  что в случае  невыполнения  или
   невозможности выполнения квоты для приема на работу инвалидов рабо-
   тодатели до 25 числа каждого месяца должны будут  вносить  в  Госу-
   дарственный фонд занятости обязательную плату за каждого нетрудоус-
   троенного в пределах квоты инвалида в размере прожиточного минимума
   в крае.  Затраты на внесение обязательной платы относятся работода-
   телем на себестоимость продукции (работ,  услуг). Полученные средс-
   тва  будут  расходоваться  целевым  назначением на создание рабочих
   мест для инвалидов сверх установленной квоты. Кроме того, работода-
   тели будут обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости
   информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов и вне-
   сении в Государственный фонд занятости обязательной платы при невы-
   полнении или невозможности выполнения квоты для  приема  на  работу
   инвалидов.
        Руководители организаций независимо от организационно-правовых
   форм и форм собственности, нарушающие порядок внесения обязательной
   платы в Государственный фонд занятости,  понесут ответственность  в
   виде штрафа:  за сокрытие или занижение обязательной платы - в раз-
   мере скрытой или недовнесенной суммы, а в случае отказа в приеме на
   работу инвалида в пределах установленной квоты - в размере стоимос-
   ти рабочего места, устанавливаемом Главой Администрации края. Суммы
   штрафов  будут взыскиваться в бесспорном порядке органами Государс-
   твенной налоговой службы.  Более того,  уплата штрафа руководителем
   не освободит организации от внесения задолженности.
        Следует иметь в виду,  что если в отношении квотирования рабо-
   чих мест для инвалидов настоящий закон будет иметь прямое действие,
   то введение режима квотирования рабочих мест для лиц, особо нуждаю-
   щихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы,
   потребует принятия соответствующего решения органа местного самоуп-
   равления и заключения между органом местного самоуправления и орга-
   низацией договора.
        Добровольно-принудительные или,  иными словами, административ-
   ные договоры пока не нашли широкого применения, хотя они достаточно
   известны российскому законодательству. Примером могут служить те же
   договоры о поставке продукции для государственных  нужд.  Обязанная
   сторона  не  вправе  отказаться  от заключения договора,  однако ей
   должна быть предоставлена возможность самостоятельного выбора  спо-
   соба исполнения обязательства.
        В законопроекте предусматривается,  что работодатель, в случае
   принятия  органами местного самоуправления решения о введении квоты
   для приема на работу лиц,  особо нуждающихся в социальной защите  и
   испытывающих трудности в поиске работы,  в соответствии с договором
   может создать или выделить необходимое количество рабочих мест  для
   таких лиц, или арендовать рабочие места у других работодателей, или
   произвести соответствующее перечисление в местный бюджет для оплаты
   стоимости рабочих мест в других организациях. Ответственность рабо-
   тодателя за неисполнение либо ненадлежащее  исполнение  обязанности
   должна быть предусмотрена договором с органом местного самоуправле-
   ния.
        Рабочие места,  созданные  в  счет установленной квоты,  будут
   предоставляться проживающим в Хабаровском крае  инвалидам  и  особо
   нуждающейся  в  социальной защите и испытывающей трудности в поиске
   работы молодежи в возрасте до 18 лет (сиротам,  выпускникам детских
   домов,  детям из семей,  в которых оба родителя являются инвалидами
   или признаны в установленном порядке безработными,  детям из много-
   детных малообеспеченных семей и другим),  получившей начальное про-
   фессиональное образование.  Причем, правовой режим квотирования ра-
   бочих  мест  распространится  на инвалидов вне зависимости от того,
   нуждаются ли они в социальной защите и испытывают трудности в поис-
   ке работы, или нет.
        Преимущественным правом направления для трудоустройства на ра-
   бочие места,  созданные в счет установленной квоты, смогут восполь-
   зоваться безработные граждане из числа инвалидов и лиц,  особо нуж-
   дающихся  в социальной защите и испытывающих трудности в поиске ра-
   боты, состоящие на учете в органах службы занятости.
        Следуя рекомендациям  Министерства  труда Российской Федерации
   от 06.02.95 N 9, настоящий закон будет введен в действие по истече-
   нии трех месяцев со дня его официального опубликования. До вступле-
   ния закона в силу Главе Администрации края,  органам местного само-
   управления будет необходимо разработать и принять нормативные акты,
   связанные с установлением в крае правового режима квотирования  ра-
   бочих мест для инвалидов и лиц,  особо нуждающихся в социальной за-
   щите и испытывающих трудности в поиске работы.
        Хочется надеяться,  что закон создаст столь необходимые сейчас
   условия для обеспечения дополнительных гарантий занятости населения
   в Хабаровском крае и не встретит резкого неприятия у работодателей.